USD 101.6797 EUR 106.1028
 

Новогодние хлопоты: инструкция к применению

Инна ВОЛОШИНА
Фото с сайта www.krasfun.ru
Фото с сайта www.krasfun.ru

Не так много времени осталось до любимого праздника — Нового года. Многие уже устремляются в магазины за продуктами и подарками, чем, чего греха таить, часто пользуются предприимчивые торговцы, завлекая покупателей различными акциями, бонусами и скидками. И, к сожалению, иногда случается так, что у продуктов, купленных по дешевке, срок годности кончается еще до наступления праздника, а бытовая техника, приобретенная со скидкой, категорически отказывается работать. На что нужно обратить внимание, готовясь к новогодним праздникам, и как отстоять свои права — эти вопросы мы обсуждали за круглым столом в редакции газеты «Советская Сибирь».

На что жалуемся?
— Для покупателя период перед Новым годом — это в каком-то смысле время испытаний: яркие витрины магазинов так и манят к себе. Но наверняка в этот период в Роспотребнадзор поступает немало жалоб. На что больше всего жалуются люди?

Ирина Клинова:
— Характер обращений, поступающих в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области, самый различный, но в основном претензии покупателей касаются качества пищевых продуктов и технически сложных товаров. Поэтому перед тем как заключить договор купли-продажи, то есть оплатить товар, следует обратить внимание на наличие информации о нем. Если мы говорим о пищевых продуктах, то здесь в первую очередь важны сроки годности. В отношении технически сложных товаров часто возникают вопросы о возможности их замены или возврата. В связи с этим покупателям необходимо помнить, что если продавец технически сложный товар передал в надлежащем качестве, то он в силу установленных Правительством РФ правил обмену либо возврату не подлежит.

В том случае если обращения, поступившие в наше управление, содержат признаки административного правонарушения, то указанные потребителем факты будут проверены в рамках внеплановой проверки или административного расследования.

— А насколько эффективны ваши плановые проверки?

Людмила Джамалова:
— К сожалению, я вынуждена констатировать, что при проведении проверок, как плановых, так и внеплановых, регистрируются нарушения требований санитарного законодательства. Они могут относиться к санитарному состоянию торговых точек, к условиям хранения и реализации того или иного товара. Бывают и другие нарушения. За десять месяцев нынешнего года в Управление Роспотребнадзора по городу Новосибирску поступило более трехсот обращений граждан, 64 % из них касаются нарушений прав потребителей, из них 54 % — по качеству продуктов питания.

— Каковы основания для проведения внеплановой проверки?

Людмила Джамалова:
— Если, допустим, человек приобрел продукт питания сомнительного качества, съел его и оказался в больнице, то мы проверяем не только продавца, но и производителя данной продукции — при условии, конечно, что он находится в нашем регионе. Не так давно именно по этой причине решением суда была приостановлена деятельность предприятия, производящего кулинарную продукцию, на 60 суток с последующей ликвидацией предприятия.

Лариса Яркова:
— На самом деле, если возникли сомнения в качестве того или иного продукта, всегда можно обратиться в торговое предприятие, где приобретен товар. Его можно обменять или вернуть деньги в соответствии с законодательством. Сегодня среди торговых предприятий существует высокая конкуренция, у покупателя есть возможность выбора и продавцы в большинстве случаев стараются не доводить дело до конфликтов. Меня очень радует, что многие предприятия торговли все больше внимания уделяют подготовке своего персонала: квалифицированный продавец всегда старается погасить возможный конфликт, чтобы дело не дошло до жалоб и претензий. Кроме этого, министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области организует для представителей торговых организаций различные семинары и тренинги.
Покупатель голосует рублем

Елена Михайлова:
— Действительно, сегодня торговые организации (в первую очередь, конечно, крупные торговые сети) обращаются к нам, чтобы мы помогли в подготовке сотрудников. И мы оказываем им такую помощь, организуем и проводим различные лекции и семинары. Но, конечно, жалобы поступают. Бывает, что покупатели жалуются на грубое поведение продавцов. Конечно, в большей степени это касается мелких торговых точек.

— Как же можно воздействовать на «провинившиеся» торговые точки?

Лариса Яркова:
— У нас рыночная экономика. Каждый руководитель прекрасно понимает, что чем больше средств выделяется на подготовку персонала, тем больше в конечном итоге будет прибыль. Иными словами, в том, чтобы в магазинах работали грамотные, профессиональные сотрудники, заинтересованы прежде всего сами компании. Понимаете, к каждому киоску не приставишь представителей Роспотребнадзора или других контролирующих организаций. Да этого, по большому счету, и не нужно: если в торговой точке некачественный товар, да еще и плохое обслуживание, покупатель туда просто не пойдет, и это предприятие вынуждено будет закрыться. Таким образом, рынок сам расставляет все на свои места.

— Как известно, наши магазины проверяют также общественные организации. Насколько это законно и, самое главное, эффективно?

Лариса Яркова:
— Конечно, общественники имеют право посетить предприятие торговли, ознакомиться с ассортиментом и ценами, задать интересующие их вопросы — и это, собственно, всё. Других полномочий у общественных организаций нет. Если продавец или администратор зала не могут ответить, можно пригласить менеджера или директора. Как и любой покупатель, представитель общественной организации имеет право оставить замечание в книге отзывов и обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции. Кроме этого, на территории области существует достаточно большое количество общественных организаций, которые защищают права потребителей и успешно это делают в рамках действующего законодательства.

Яков Новосёлов:
— Общественные организации приобретают все больший вес. Благодаря их действиям уже заведено несколько дел в отношении предприятий торговли, где были выявлены нарушения. А в одном случае даже дошло до возбуждения уголовного дела, так как предприятие не исполнило постановление суда.

Бдительность и еще раз бдительность
— Вопрос, который задавали уже тысячу раз: ну почему торговые организации все же продают просроченные продукты, хотя это незаконно и вредит имиджу магазина?

Ирина Клинова:
— Вероятно, продавцы продают просроченные продукты для того, чтобы сократить убытки, связанные с несвоевременной реализацией товаров.

Но они точно не будут их продавать, если мы, потребители, не будем их покупать. А для этого, как ранее отмечалось, необходимо смотреть на сроки годности товара. При этом следует иметь в виду, что если такой товар все-таки приобретен, либо в случае если продавец не предоставил необходимой и достоверной информации о товаре (в том числе о сроках годности), покупатель вправе в разумный срок вернуть товар и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Это правило распространяется на все группы товаров, вне зависимости от того, является он продовольственным или промышленным. К сожалению, данным правом пользуются не часто.

— Есть случаи, когда на ценнике обозначена одна цена, а кассир пробивает совершенно другую.

Лариса Яркова:
— Что тут можно посоветовать? Надо быть очень внимательными. Если вы обнаружили, что цена, обозначенная в ценнике, не соответствует цене, «пробитой» на кассе, необходимо обратиться к представителю торговой организации или в Роспотребнадзор.

Яков Новосёлов:
— Я бы хотел отметить, что зачастую никакая внимательность не помогает потребителю защитить себя от некачественных продуктов. Я имею в виду не цены, а состав: никто, кроме производителя, не может точно сказать, сколько в колбасе содержится сои и какое масло добавлено в мороженое — сливочное или растительное. И очень печально, что полномочия Роспотребнадзора ограничены. На мой взгляд, их надо не урезать, как это собираются сделать, а наоборот расширять.

В период ажиотажного спроса, например перед новогодними праздниками, у предприятий торговли появляются прекрасные возможности продавать некачественные продукты вместо качественных. Буквально недавно мы столкнулись с тем, что один такой недобросовестный торговец приобретал рыбу у производителя, намораживал на нее лед сверх уже имеющейся ледяной глазури и продавал в своей торговой точке. Естественно, получая дополнительную прибыль. И это только один пример.

Это волшебное слово «скидка»
— Перед Новым годом магазины часто завлекают покупателей различными скидками. На что тут нужно обратить внимание?

Ирина Клинова:
— В первую очередь на условия предоставления скидки, а именно — на период действия скидки, на какую группу товаров она распространяется, возникает ли обязательство для приобретения дополнительного товара и так далее. Условия предоставления скидки, также как и информация о товарах, должны размещаться в торговом зале в наглядной и доступной для обозрения форме. Продавец несет административную и гражданско-правовую ответственность за непредставление информации или представление недостоверной информации. В том случае если информация о скидках на товары, размещенная посредством рекламы, не подтвердилась, следует обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Новосибирской области, в чьей компетенции находится данный вопрос.

Яков Новосёлов:
— У продавцов много подобных уловок. Например, на баннере крупными буквами написано, что предоставляется 70-процентная скидка, а пониже мелкими буквами сообщается, что она распространяется, скажем, лишь на зеленое пальто 44-го размера. Вроде бы все законно, а по сути дела — обман…

Елена Михайлова:
— Еще часто можно видеть в магазинах информацию о том, что товары, продаваемые со скидкой, обмену и возврату не подлежат. К товару, который реализуется на распродаже со скидкой, применяются те же требования, что и к обычному товару. Если речь идет о качественном товаре, в котором в дальнейшем был обнаружен недостаток, потребитель может воспользоваться всеми правами, предоставленными ему в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Отговорки продавца, что товар был приобретен на распродаже, на него предоставлялась скидка и поэтому никакие требования не принимаются, неправомерны!

Ирина Клинова:
— Тут есть один нюанс: в том случае если продавец предлагает товар со скидкой, а к нему прилагается подарок, в котором впоследствии могут быть обнаружены недостатки, следует помнить, что к такому товару нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» не применяются.

— Что нужно делать, чтобы после новогоднего застолья не попасть в больницу?

Яков Новосёлов:
— Ну, во-первых, приобретать качественные продукты, срок годности которых не истек. Не стоит покупать их заранее, ведь сегодня это можно сделать в любой момент. И, конечно, соблюдать принципы здорового питания. Это надо делать постоянно, и новогодняя ночь — не исключение. Наверное, все прекрасно знают, что алкоголь очень плохо сочетается с жирной пищей. Поэтому на столе должно быть как можно больше овощей и зелени — свежих, соленых, приготовленных на пару. Мясо и рыба не должны быть жирными, их лучше не жарить, а отваривать, тушить, запекать.

За час-два до начала застолья можно выпить немножко спиртного, причем лучше отдать предпочтение тому напитку, который вы будете пить за новогодним столом. Это подготовит организм к расщеплению спирта. Кстати, не стоит налегать на традиционное шампанское: этот напиток, кроме алкоголя, содержит сахар и углекислоту. Все это вместе очень сильно раздражает пищеварительную систему. Лучше ограничиться одним бокалом под бой курантов. Ну и, наконец, не нужно хранить оставшиеся от новогоднего стола блюда по три дня, а потом доедать их. Это прямой путь к пищевому отравлению. Соблюдайте эти несложные правила, и Новый год принесет только радость.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Яков НОВОСЁЛОВ, директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания:
— Конечно, у каждой семьи свои традиции, но икра, салаты с майонезом (тот же извечный оливье) и шоколад с конфетами, как правило, присутствуют на каждом новогоднем столе. Пищевая ценность и польза икры не зависит от ее цены и видовой принадлежности рыбы (горбуша, нерка, кижуч, кета, форель и т. д.). Кроме того, в магазинах часто встречается имитация икры — продукт, сделанный из морских водорослей. Если вы приобретаете икру в стеклянной таре и она выглядит так, как будто покрыта инеем, — она, скорее всего, фальшивая. Качественная икра рассыпчатая, имеет икринки одного цвета и формы и чуть заметно пахнет рыбой. На вкус она не должна горчить, пахнуть растительным маслом или прогорклым жиром.

В состав майонеза не должно входить ничего, кроме растительного масла, воды, яичного и молочного порошков, а также приправ — уксуса, горчицы, соли и сахара. Но производители часто добавляют в него различные загустители (гуаровую муку, крахмал, желатин), а также антиокислители, консерванты и даже антибиотики. Стоит ли употреблять в пищу такой продукт — решайте сами.

Настоящим шоколадом называется продукт, при изготовлении которого используется только какао-масло и какао тертое. Но производители иногда заменяют дорогое масло какао на более дешевые растительные масла, а вместо тертого какао используют какао-порошок. Конфеты, в том числе и шоколадные, как правило, имеют небольшой срок хранения, поэтому производители иногда добавляют в свою продукцию антиокислители и консерванты, чтобы его увеличить. «Седина» на поверхности конфет и шоколада не опасна для здоровья, но говорит о почтенном возрасте.


НУЖНО ПОМНИТЬ
70 % товаров, купленных на распродаже, в жизни реально не применяются

40 % всех жалоб граждан в Роспотребнадзор касаются именно просроченных продуктов питания

Под углом в 15 — 30 градусов и сверху вниз обычно смотрит на полки покупатель. Именно на этот уровень кладут самые дорогие товары или те, у которых истекает срок годности

В магазинах расставлены стеллажи со «спецпредложениями» из двух дополняющих друг друга товаров, например конфеты и шампанское. Эти конфеты чаще всего гораздо дороже, чем мы обычно берем

Фотографии статьи
Заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова
Заместитель начальника отдела надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Людмила Джамалова
Главный специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Ирина Клинова
И. о. председателя комитета по защите прав потребителя мэрии Новосибирска Елена Михайлова
Директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания Яков Новосёлов