Новогодние хлопоты: инструкция к применению
Не так много времени осталось до любимого праздника — Нового года. Многие уже устремляются в магазины за продуктами и подарками, чем, чего греха таить, часто пользуются предприимчивые торговцы, завлекая покупателей различными акциями, бонусами и скидками. И, к сожалению, иногда случается так, что у продуктов, купленных по дешевке, срок годности кончается еще до наступления праздника, а бытовая техника, приобретенная со скидкой, категорически отказывается работать. На что нужно обратить внимание, готовясь к новогодним праздникам, и как отстоять свои права — эти вопросы мы обсуждали за круглым столом в редакции газеты «Советская Сибирь».
На что жалуемся?
— Для покупателя период перед Новым годом — это в каком-то смысле время испытаний: яркие витрины магазинов так и манят к себе. Но наверняка в этот период в Роспотребнадзор поступает немало жалоб. На что больше всего жалуются люди?
Ирина Клинова:
— Характер обращений, поступающих в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области, самый различный, но в основном претензии покупателей касаются качества пищевых продуктов и технически сложных товаров. Поэтому перед тем как заключить договор купли-продажи, то есть оплатить товар, следует обратить внимание на наличие информации о нем. Если мы говорим о пищевых продуктах, то здесь в первую очередь важны сроки годности. В отношении технически сложных товаров часто возникают вопросы о возможности их замены или возврата. В связи с этим покупателям необходимо помнить, что если продавец технически сложный товар передал в надлежащем качестве, то он в силу установленных Правительством РФ правил обмену либо возврату не подлежит.
В том случае если обращения, поступившие в наше управление, содержат признаки административного правонарушения, то указанные потребителем факты будут проверены в рамках внеплановой проверки или административного расследования.
— А насколько эффективны ваши плановые проверки?
Людмила Джамалова:
— К сожалению, я вынуждена констатировать, что при проведении проверок, как плановых, так и внеплановых, регистрируются нарушения требований санитарного законодательства. Они могут относиться к санитарному состоянию торговых точек, к условиям хранения и реализации того или иного товара. Бывают и другие нарушения. За десять месяцев нынешнего года в Управление Роспотребнадзора по городу Новосибирску поступило более трехсот обращений граждан, 64 % из них касаются нарушений прав потребителей, из них 54 % — по качеству продуктов питания.
— Каковы основания для проведения внеплановой проверки?
Людмила Джамалова:
— Если, допустим, человек приобрел продукт питания сомнительного качества, съел его и оказался в больнице, то мы проверяем не только продавца, но и производителя данной продукции — при условии, конечно, что он находится в нашем регионе. Не так давно именно по этой причине решением суда была приостановлена деятельность предприятия, производящего кулинарную продукцию, на 60 суток с последующей ликвидацией предприятия.
Лариса Яркова:
— На самом деле, если возникли сомнения в качестве того или иного продукта, всегда можно обратиться в торговое предприятие, где приобретен товар. Его можно обменять или вернуть деньги в соответствии с законодательством. Сегодня среди торговых предприятий существует высокая конкуренция, у покупателя есть возможность выбора и продавцы в большинстве случаев стараются не доводить дело до конфликтов. Меня очень радует, что многие предприятия торговли все больше внимания уделяют подготовке своего персонала: квалифицированный продавец всегда старается погасить возможный конфликт, чтобы дело не дошло до жалоб и претензий. Кроме этого, министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области организует для представителей торговых организаций различные семинары и тренинги.
Покупатель голосует рублем
Елена Михайлова:
— Действительно, сегодня торговые организации (в первую очередь, конечно, крупные торговые сети) обращаются к нам, чтобы мы помогли в подготовке сотрудников. И мы оказываем им такую помощь, организуем и проводим различные лекции и семинары. Но, конечно, жалобы поступают. Бывает, что покупатели жалуются на грубое поведение продавцов. Конечно, в большей степени это касается мелких торговых точек.
— Как же можно воздействовать на «провинившиеся» торговые точки?
Лариса Яркова:
— У нас рыночная экономика. Каждый руководитель прекрасно понимает, что чем больше средств выделяется на подготовку персонала, тем больше в конечном итоге будет прибыль. Иными словами, в том, чтобы в магазинах работали грамотные, профессиональные сотрудники, заинтересованы прежде всего сами компании. Понимаете, к каждому киоску не приставишь представителей Роспотребнадзора или других контролирующих организаций. Да этого, по большому счету, и не нужно: если в торговой точке некачественный товар, да еще и плохое обслуживание, покупатель туда просто не пойдет, и это предприятие вынуждено будет закрыться. Таким образом, рынок сам расставляет все на свои места.
— Как известно, наши магазины проверяют также общественные организации. Насколько это законно и, самое главное, эффективно?
Лариса Яркова:
— Конечно, общественники имеют право посетить предприятие торговли, ознакомиться с ассортиментом и ценами, задать интересующие их вопросы — и это, собственно, всё. Других полномочий у общественных организаций нет. Если продавец или администратор зала не могут ответить, можно пригласить менеджера или директора. Как и любой покупатель, представитель общественной организации имеет право оставить замечание в книге отзывов и обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции. Кроме этого, на территории области существует достаточно большое количество общественных организаций, которые защищают права потребителей и успешно это делают в рамках действующего законодательства.
Яков Новосёлов:
— Общественные организации приобретают все больший вес. Благодаря их действиям уже заведено несколько дел в отношении предприятий торговли, где были выявлены нарушения. А в одном случае даже дошло до возбуждения уголовного дела, так как предприятие не исполнило постановление суда.
Бдительность и еще раз бдительность
— Вопрос, который задавали уже тысячу раз: ну почему торговые организации все же продают просроченные продукты, хотя это незаконно и вредит имиджу магазина?
Ирина Клинова:
— Вероятно, продавцы продают просроченные продукты для того, чтобы сократить убытки, связанные с несвоевременной реализацией товаров.
Но они точно не будут их продавать, если мы, потребители, не будем их покупать. А для этого, как ранее отмечалось, необходимо смотреть на сроки годности товара. При этом следует иметь в виду, что если такой товар все-таки приобретен, либо в случае если продавец не предоставил необходимой и достоверной информации о товаре (в том числе о сроках годности), покупатель вправе в разумный срок вернуть товар и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Это правило распространяется на все группы товаров, вне зависимости от того, является он продовольственным или промышленным. К сожалению, данным правом пользуются не часто.
— Есть случаи, когда на ценнике обозначена одна цена, а кассир пробивает совершенно другую.
Лариса Яркова:
— Что тут можно посоветовать? Надо быть очень внимательными. Если вы обнаружили, что цена, обозначенная в ценнике, не соответствует цене, «пробитой» на кассе, необходимо обратиться к представителю торговой организации или в Роспотребнадзор.
Яков Новосёлов:
— Я бы хотел отметить, что зачастую никакая внимательность не помогает потребителю защитить себя от некачественных продуктов. Я имею в виду не цены, а состав: никто, кроме производителя, не может точно сказать, сколько в колбасе содержится сои и какое масло добавлено в мороженое — сливочное или растительное. И очень печально, что полномочия Роспотребнадзора ограничены. На мой взгляд, их надо не урезать, как это собираются сделать, а наоборот расширять.
В период ажиотажного спроса, например перед новогодними праздниками, у предприятий торговли появляются прекрасные возможности продавать некачественные продукты вместо качественных. Буквально недавно мы столкнулись с тем, что один такой недобросовестный торговец приобретал рыбу у производителя, намораживал на нее лед сверх уже имеющейся ледяной глазури и продавал в своей торговой точке. Естественно, получая дополнительную прибыль. И это только один пример.
Это волшебное слово «скидка»
— Перед Новым годом магазины часто завлекают покупателей различными скидками. На что тут нужно обратить внимание?
Ирина Клинова:
— В первую очередь на условия предоставления скидки, а именно — на период действия скидки, на какую группу товаров она распространяется, возникает ли обязательство для приобретения дополнительного товара и так далее. Условия предоставления скидки, также как и информация о товарах, должны размещаться в торговом зале в наглядной и доступной для обозрения форме. Продавец несет административную и гражданско-правовую ответственность за непредставление информации или представление недостоверной информации. В том случае если информация о скидках на товары, размещенная посредством рекламы, не подтвердилась, следует обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Новосибирской области, в чьей компетенции находится данный вопрос.
Яков Новосёлов:
— У продавцов много подобных уловок. Например, на баннере крупными буквами написано, что предоставляется 70-процентная скидка, а пониже мелкими буквами сообщается, что она распространяется, скажем, лишь на зеленое пальто 44-го размера. Вроде бы все законно, а по сути дела — обман…
Елена Михайлова:
— Еще часто можно видеть в магазинах информацию о том, что товары, продаваемые со скидкой, обмену и возврату не подлежат. К товару, который реализуется на распродаже со скидкой, применяются те же требования, что и к обычному товару. Если речь идет о качественном товаре, в котором в дальнейшем был обнаружен недостаток, потребитель может воспользоваться всеми правами, предоставленными ему в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Отговорки продавца, что товар был приобретен на распродаже, на него предоставлялась скидка и поэтому никакие требования не принимаются, неправомерны!
Ирина Клинова:
— Тут есть один нюанс: в том случае если продавец предлагает товар со скидкой, а к нему прилагается подарок, в котором впоследствии могут быть обнаружены недостатки, следует помнить, что к такому товару нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» не применяются.
— Что нужно делать, чтобы после новогоднего застолья не попасть в больницу?
Яков Новосёлов:
— Ну, во-первых, приобретать качественные продукты, срок годности которых не истек. Не стоит покупать их заранее, ведь сегодня это можно сделать в любой момент. И, конечно, соблюдать принципы здорового питания. Это надо делать постоянно, и новогодняя ночь — не исключение. Наверное, все прекрасно знают, что алкоголь очень плохо сочетается с жирной пищей. Поэтому на столе должно быть как можно больше овощей и зелени — свежих, соленых, приготовленных на пару. Мясо и рыба не должны быть жирными, их лучше не жарить, а отваривать, тушить, запекать.
За час-два до начала застолья можно выпить немножко спиртного, причем лучше отдать предпочтение тому напитку, который вы будете пить за новогодним столом. Это подготовит организм к расщеплению спирта. Кстати, не стоит налегать на традиционное шампанское: этот напиток, кроме алкоголя, содержит сахар и углекислоту. Все это вместе очень сильно раздражает пищеварительную систему. Лучше ограничиться одним бокалом под бой курантов. Ну и, наконец, не нужно хранить оставшиеся от новогоднего стола блюда по три дня, а потом доедать их. Это прямой путь к пищевому отравлению. Соблюдайте эти несложные правила, и Новый год принесет только радость.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Яков НОВОСЁЛОВ, директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания:
— Конечно, у каждой семьи свои традиции, но икра, салаты с майонезом (тот же извечный оливье) и шоколад с конфетами, как правило, присутствуют на каждом новогоднем столе. Пищевая ценность и польза икры не зависит от ее цены и видовой принадлежности рыбы (горбуша, нерка, кижуч, кета, форель и т. д.). Кроме того, в магазинах часто встречается имитация икры — продукт, сделанный из морских водорослей. Если вы приобретаете икру в стеклянной таре и она выглядит так, как будто покрыта инеем, — она, скорее всего, фальшивая. Качественная икра рассыпчатая, имеет икринки одного цвета и формы и чуть заметно пахнет рыбой. На вкус она не должна горчить, пахнуть растительным маслом или прогорклым жиром.
В состав майонеза не должно входить ничего, кроме растительного масла, воды, яичного и молочного порошков, а также приправ — уксуса, горчицы, соли и сахара. Но производители часто добавляют в него различные загустители (гуаровую муку, крахмал, желатин), а также антиокислители, консерванты и даже антибиотики. Стоит ли употреблять в пищу такой продукт — решайте сами.
Настоящим шоколадом называется продукт, при изготовлении которого используется только какао-масло и какао тертое. Но производители иногда заменяют дорогое масло какао на более дешевые растительные масла, а вместо тертого какао используют какао-порошок. Конфеты, в том числе и шоколадные, как правило, имеют небольшой срок хранения, поэтому производители иногда добавляют в свою продукцию антиокислители и консерванты, чтобы его увеличить. «Седина» на поверхности конфет и шоколада не опасна для здоровья, но говорит о почтенном возрасте.
НУЖНО ПОМНИТЬ
70 % товаров, купленных на распродаже, в жизни реально не применяются
40 % всех жалоб граждан в Роспотребнадзор касаются именно просроченных продуктов питания
Под углом в 15 — 30 градусов и сверху вниз обычно смотрит на полки покупатель. Именно на этот уровень кладут самые дорогие товары или те, у которых истекает срок годности
В магазинах расставлены стеллажи со «спецпредложениями» из двух дополняющих друг друга товаров, например конфеты и шампанское. Эти конфеты чаще всего гораздо дороже, чем мы обычно берем