По городу — на батарейке
По улицам мегаполиса в течение нескольких дней обкатывали первый автобус на литий-ионных аккумуляторах. Электробус был разработан при участии предприятия «Лиотех» — одного из главных резидентов Промышленно-логистического парка.
Новинку приобрел Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК), чтобы возить своих рабочих. Не исключено, что в будущем общественный транспорт города постепенно начнет переходить на электрическую тягу. Это и экономично, и экологично.
Дешевле бензина
Троллейбус на батареях для сибиряков уже не в новинку. Дело за автобусами. Пилотная модель электробуса прошла испытания в Новосибирске. У него нет двигателя внутреннего сгорания, а значит, не нужно его обслуживать — менять масло, фильтры и свечи. Как сообщает пресс-служба завода «Лиотех», стоимость полной зарядки электробуса — около 600 рублей, что в четыре раза меньше расходов на топливо для привычного автобуса. Зарядить электробус можно с помощью бортового зарядного устройства мощностью 48 киловатт, на что уходит восемь часов. Быстрая зарядка за 40 минут возможна от зарядной станции мощностью 350 киловатт, для чего на электробус установлены специальные силовые разъемы. Проехать на одном заряде аккумулятора электрический автобус может до 200 километров, что идеально для такого крупного города, как Новосибирск.
Система контроля и обслуживания батареи непрерывно отслеживает режим работы аккумулятора и состояние отдельных ячеек батареи. Водитель видит всю информацию о батарее на дисплее. Электродвигатель может работать в режиме рекуперации, то есть частично возвращать электроэнергию в батарею.
Готовы на экспорт
Единственная часть автобуса, которая пока работает от нефтепродуктов, — система отопления. Печка должна пройти испытания сибирскими морозами, и, по словам ученого секретаря СО РАН Николая Ляхова, у новосибирских ученых есть подходящие разработки, которые могут решить проблему обогрева.
— Пока что электробус отапливается соляркой, но все будет зависеть от ее конечной цены, поэтому нужно искать другие способы питания, например от тех же батарей. В Институте катализа СО РАН разработаны каталитические генераторы тепла. Они производят сухой, чистый воздух без каких бы то ни было отходов. Это может стать хорошим решением для электробуса.
В Новосибирске есть завод по производству троллейбусов «Сибирский троллейбус», есть институты СО РАН, где постоянно ведут разработки в области батарей, и крупные предприятия — НЗХК и «Лиотех», которые могут эти батареи производить. В связи с этим для экономики Новосибирской области открывается дополнительный источник дохода. Более того, может возникнуть новый бренд региона: электротранспорт. Единственная проблема: как обеспечить доставку сотен тысяч единиц транспорта из Новосибирска? Если бы Новосибирск был портовым городом, это было бы проще, а транспортировка такого количества автомобилей по железной дороге неминуемо поднимет итоговую цену электробусов. Опытный прототип стоит 15 миллионов рублей, и ожидается, что его рыночная цена при массовом производстве будет в два раза ниже.
— Одна из главных задач российской науки — не только заменить импортное оборудование российским, но и сделать так, чтобы наше оборудование для кого-то стало импортным, — отметил Николай Ляхов. — Я думаю, что электробус как раз может стать таким прорывом.
ФАКТ
Запас энергии аккумуляторов электробуса рассчитан на 200 километров.