USD 102.5761 EUR 107.4252
 

По ком свистит электровоз?

Светлана СЫСОЕВА
Будущие железнодорожники в восторге от макета современной железнодорожной станции. Фото Светланы СЫСОЕВОЙ
Будущие железнодорожники в восторге от макета современной железнодорожной станции. Фото Светланы СЫСОЕВОЙ

Новосибирцам продемонстрировали последние достижения российских и зарубежных ученых в железнодорожной отрасли

Два дня на станции Новосибирск-Главный «гостил» поезд с весьма любопытной «начинкой». В его вагонах собраны инновационные достижения российских ученых, которые внедряют в технику и производство и которые можно, что называется, в руках подержать. Гостями передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД» стали студенты СГУПСа, железнодорожники и все желающие.

Макеты и тренажеры
Каждый из пяти вагонов поезда наполнен предметами определенной тематики: инфраструктура железных дорог, подготовка молодых кадров, разработки партнеров РЖД. Но сначала, как и положено на экскурсии, немного истории, сравнения того, что было и как стало. Вот уголок кабинета начальника станции позапрошлого века, а рядом — макеты современных железнодорожных станций с бегущими по игрушечным рельсам поездами. Тут же современные видеотренажеры для машинистов электровозов: садись в кресло, двигай рычаги, нажимай вовремя кнопки — и постарайся избежать крушения поезда. Кстати, вы знаете, почему электровоз, отъезжая от станции, издает протяжный свисток? Это электронная система проверяет бдительность машиниста: если тот отвлекся и после свистка не нажал специальную кнопку — машина включает экстренное торможение. Немало и других занимательных и поражающих воображение фактов рассказали сотрудники железной дороги, выступившие в роли экскурсоводов.

Например, не все знают, что ширина «железки» в России и в Европе различная. Раньше для того чтобы наши поезда попали на территорию других стран, а зарубежный подвижной состав, соответственно, к нам, приходилось прикладывать немало усилий. Поезда на границе подавали в специальное депо, где меняли у вагонов автосцепное устройство, после чего они поступали на европейскую часть вокзала и ехали дальше. На выполнение этой трудоемкой задачи уходило несколько часов. Сегодня созданы вагоны, чьи колеса ходят вдоль своей оси, автоматически перестраиваясь под ширину колеи. Теперь подготовка российских составов к въезду в Европу занимает не два часа, как раньше, а всего 5 — 10 минут. К 2014 году ОАО «Российские железные дороги» планирует закупить несколько таких поездов, значительно сократив время пути своих пассажиров.

Автопилот для машиниста
Современная российская железная дорога максимально автоматизирована. Построены 20 практически полностью автоматизированных станций из запланированных 36. Одна из них — станция Новокузнецк. Среднее время расформирования грузового состава из 80 — 90 вагонов здесь составляет всего 12 минут, экономия электроэнергии при этом достигает 30 процентов. Экономится и человеческий ресурс: на таких станциях задействовано почти вдвое меньше обслуживающего персонала, нежели на станциях старого образца.

— Раньше в парке формирования вагоны ловили специальные люди — башмачники, регулировщики скорости. На новых станциях эта должность не нужна: башмак устанавливается автоматически, — разъясняют во время экскурсии и при этом демонстрируют рабочие места нового образца дежурного по сортировочной станции и поездного диспетчера: компьютеризированные и автоматизированные. Вместо огромных релейных шкафов, пультов управления с тумблерами, кнопками и лампочками сравнительно небольшие столы с несколькими ЖК-мониторами и компактный сенсорный пульт технологической связи. Он заменяет собой несколько стационарных телефонов, рации, микрофоны и другие предметы.

Новые разработки проникли и в подвижные составы. В кабине машиниста, по аналогии с самолетом, есть даже автопилот. В компьютер загружают данные маршрута, и состав неукоснительно его придерживается. Человеку остается лишь контролировать процесс и вносить, если возникают непредвиденные ситуации, свои поправки. Система учитывает профиль пути, вес состава, временные рамки, корректирует его централизацию, причем делает все в энергосберегающем графике с точностью хода до одной минуты.

Грызуны не страшны
Многочисленные экспонаты для передвижного выставочно-лекционного комплекса предоставили также партнеры Российских железных дорог. Посетители увидели экологически чистые композиционные материалы на основе пластика, превосходящие металл по прочности в два раза, энергосберегающее стекло, сверхпрочные и сверхтонкие провода, композиционные материалы на основе углеродного волокна, которые находят применение как в атомной промышленности, так и в изготовлении товаров народного потребления, изоляционные материалы на основе модифицированного полиэтилена, которым не страшны даже грызуны: если они и прогрызут дыру, материал самовосстановится, «вечные лампочки» и многие другие передовые разработки российских и зарубежных компаний, используемые на железных дорогах России.

ФАКТ
По информации МКП «Горэлектротранспорт», у пассажиров троллейбусов и трамваев Новосибирска появилась возможность отправлять предложения или жалобы по поводу работы транспорта в любое удобное время с помощью СМС. В тексте сообщения необходимо указать тип транспортного средства, бортовой номер, дату, время, путь следования и описать ситуацию. Номер телефона для приема сообщений 8-961-225-45-65

Фотографии статьи
Научные открытия — это интересно. Фото Светланы СЫСОЕВОЙ