Я «тучи» разведу законом
Прийти в современный торговый центр — одно удовольствие. В уютных магазинчиках встречают улыбчивые продавцы, искренне настроенные на то, чтобы покупатель ушел не только с покупкой, но и с хорошим настроением. Высокий уровень сервиса сейчас двигатель торговли. Жаль, что хороший настрой на предстоящий поход по магазинам может быть испорчен сразу на входе.
...Человек десять дымили в двух шагах от раздвижной двери. Спрятавшись от непогоды, почти все курильщики забились между двумя стенами, где ветер их не доставал. Но и табачный дым образовал едкую завесу. Чтобы попасть внутрь здания, пришлось задержать дыхание, иначе закашляешься с непривычки. Но, поднимаясь по эскалатору, с разочарованием осознаю, что свитер пахнет далеко не парфюмом, а... сигаретным дымом.
— Бывает, стоишь на остановке транспорта, кто-то курит, а дым ветром относит всем остальным прямо в лицо, — с негодованием рассказывает коллега в ответ на мое повествование. — Так я порой не выдерживаю: подхожу к курильщику и в красках описываю, каково мне приходится от его вредной привычки. Однажды молодой человек, очень удивившись такой отповеди, сказал: «Я теперь, может, вообще курить брошу — вы меня пристыдили».
Конечно, можно бороться с курильщиками своими силами, но наткнуться на грубость. Иван Анатольевич, наш пожилой читатель, нередко бывает на городской продовольственной ярмарке — овощи там дешевле. Одно печалит пенсионера: у входа постоянно стоит группа курящих людей. Да и хозяева павильона постарались создать все условия для сотрудников и покупателей — под окурки аж две бочки выставили.
— Но почему я должен портить себе настроение и здоровье? — грустно говорит Иван Анатольевич, и в голосе его больше непонимания, чем возмущения. — Стоят продавщицы, пускают дым, а он повсюду. Я им говорю: «Зачем же у входа курить? Сюда же и инвалиды ходят, и мамы с детьми». Одни отворачиваются, видать, нередко слышат подобное в свой адрес. Другие отвечают: «Хотим и курим — наше право! Не нравится — идите в другое место».
Любители табакокурения прикрываются законом. Вернее, беззаконием: что не запрещено, то разрешено. Мое право курить, а до других и дела нет — не хотят дышать этим воздухом, пусть не дышат. Работодатели, в свою очередь, создать подобающие условия просто не могут — нет денег на оборудованные места для курения.
Для сравнения: в России нельзя курить на рабочих местах, в транспорте, спортивно-культурных учреждениях и органах государственной власти (штраф 7 — 10 евро); в Казахстане — везде, кроме квартир и домов курильщиков (штраф 60 — 360 евро); в ОАЭ — на рабочих местах, в транспорте, спортивно-культурных учреждениях, органах государственной власти, храмах, на территории приватной собственности в присутствии детей до 12 лет (штраф 180 тысяч евро, а также предусмотрена уголовная ответственность). То есть в России законы в отношении курильщиков достаточно лояльны, но определенные надежды противников табакокурения связаны с «Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 годы». Она, в частности, подразумевает запрет курения в общественных местах с целью уменьшения пассивного курения. Возможно, уже до конца 2012 года концепция оформится в закон, который сейчас активно обсуждают как сторонники его принятия, так и противники, и дымовую завесу разгонят на законодательном уровне.
СПРАВКА
Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в России 48 миллионов курильщиков. От болезней, вызываемых курением, в России умирают в год 400 — 500 тысяч человек. За последние 15 лет потребление табака увеличилось почти в два раза.