Ирина МИХНО: «Меняется жизнь — меняется школа»
Директор гимназии уверена, что образование и воспитание неразрывно связаны
Перед приходом гостьи, директора Второй новосибирской гимназии Ирины МИХНО, у нас разгорелся спор: где ее гимназисты недавно получили награды — в спорте или журналистике? Правы оказались все. А еще у гимназии лучший сайт среди российских школ. И еще ее ученики — многочисленные победители школьных олимпиад всех уровней. Ирина Михайловна рассказала нам, как «не центровой» гимназии, расположенной в спальном районе мегаполиса, удается держать такой высокий уровень, успевая реагировать на все изменения в сегодняшнем образовании.
Учителю тоже нужно перестроиться
— Переход на новые образовательные стандарты в этом году вышел за рамки эксперимента. Расскажите об их введении в вашей гимназии.
— Образование — это такая тема, которая волнует всех, потому что так или иначе все в него вовлечены. Это такая жизненно важная сфера: меняется жизнь — меняется школа. Нельзя сказать, что новые стандарты все поставили с ног на голову. Просто сместились акценты: важным стало не то, с каким багажом знаний ученик покинет начальную школу, а что он будет уметь делать. Теперь важно, чтобы ученик не только знал формулу площади прямоугольника, но и понимал, как ее применить в жизни. Например, мог рассчитать количество, ну, скажем, обоев для ремонта. То есть формируется способность применить свои знания на практике. Также появилась новая терминология: мы теперь говорим о компетенциях и универсальных учебных действиях, о системно-деятельностном подходе и личностных результатах обучения. Вот на чем построены стандарты нового поколения, по которым занимается начальная школа. Позволю себе уточнить: занимается с сентября 2011 года. В порядке эксперимента некоторые школы начали обучать и пятиклассников по новому стандарту. Мы — нет. Я как человек, который любит все новое и не может без изменений, тут проявляю осторожность. Считаю, что переход должен быть последовательным и постепенным, поэтому пятиклассников, которые в начальной школе учились по одним стандартам, нельзя учить по-новому в основной школе.
В начальной школе у нас уже три параллели обучаются по ФГОС. Это было полезно. Теперь учителя-экспериментаторы на педсоветах передают свой опыт. Ведь в переходе на новые стандарты главное, чтобы были готовы именно учителя. Однако другие материально-технические условия — наличие (да и выбор!) учебников, оборудование для исследований, помещения для реализации групповых и индивидуальных проектов — также играют существенную роль. Сама концепция стандартов нового поколения такова: контроль не за тем, как ребенок усвоил тему, а как он может ее применить. И вся система оценки построена именно таким образом.
— Значит, ученики будут решать другие контрольные. А о каких еще формальных изменениях вы можете рассказать?
— В новом стандарте предусмотрено 10 дополнительных часов на развитие личности ребенка по следующим направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное. Ребенок вместе с родителями, поскольку сам он еще недостаточно взрослый, выбирает 4 — 5 часов дополнительных занятий по какому-то из этих направлений. В итоге развитие личности школьника и результаты обучения — это процесс, который включает в себя урочную и внеурочную деятельность.
Какие проблемы возникают в таком случае у директора? Во-первых, недофинансирование: дополнительные занятия учителю также необходимо оплачивать. Во-вторых, проблема помещений. Дети остаются после основных занятий в школе. Тут могут быть разные выходы: заключить контракты с различными учреждениями дополнительного образования: спортивными, художественными… Но я из тех мам (а директор школы — это такая всеобщая мама), которым нужно, чтобы все было на глазах и все было качественно. Поэтому стараемся, чтобы дети оставались в гимназии. У нас работает более 20 клубов, студий, кружков, секций. Среди них, например, шахматный клуб «Белая ладья», который нравится ребятам. Это прекрасный способ интеллектуального развития. Приглашаем ребят в нашу театральную студию. На мой взгляд, это очень важно — сделать ребенка немного артистом: он учится представлять себя социуму, выражать свои чувства правильно и не стесняться этого.
Приходится учить и взрослых
— Школа постоянно меняется. Как меняются дети, которые приходят к вам?
— Они более раскрепощены, они более смелые, но это результат, которого мы добиваемся. Мы сами учим их быть более открытыми, иметь свою позицию и уметь ее отстаивать. Иначе современная жизнь их просто «проглотит». Мы не привыкли к детской прагматичности, но если подумать без эмоций, кто будет успешным сегодня? Ведь мы должны воспитать их так, чтобы они состоялись в жизни. Да и родители сейчас воспитывают по-другому. Например, у меня был случай. Один ученик испортил стену — порезал обои, а я как раз проходила мимо. Вызвала его папу к себе, но пришел сам ученик и говорит: «Мне папа сказал, что денег не даст. Раз я сам испортил, то сам и отдавать должен». Я удивилась: «Где же ты их заработаешь?» И он рассказал, что папа купил ему мопеды для продажи. Расходы он вернет отцу, а себе чистую прибыль. А мальчик учился в восьмом классе…
— Выходит, и семья очень изменилась?
— Конечно. Чувствуется изменение и в финансовом положении: за детьми приходят няни, гувернантки, водители. Не все из них вежливы, не все здороваются с учителями, кстати сказать. Так что порой приходится учить и их. Дети часто путешествуют с родителями в другие страны, причем нередко во время учебного года. Приходится подписывать такие заявления родителей, освобождать детей от занятий. Успокаиваю себя тем, что семья побудет вместе. Это тоже важно, ведь дети и родители, к сожалению, очень мало общаются. Недавно я очень порадовалась. Один папа рассказывал, что они летом всей семьей ездили в Санкт-Петербург и там ему стало очень приятно, когда дети (оба учатся в нашей гимназии) рассуждали о тонкостях архитектуры: «Я сам этого не знаю, а их тут, в гимназии, научили на уроках мировой художественной культуры».
Дали возможность узнать и полюбить
— Можно услышать такое мнение, что сейчас школа гонится за знаниями, высокими результатами ЕГЭ и упускает моменты воспитания. Что вы об этом думаете?
— Я с таким мнением абсолютно не согласна. Можно говорить, что школы воспитывают по-разному, но и учат они тоже по-разному. Школа не воспитывает вообще? Это невозможно. Детей воспитывает всё: и обстановка, и среда, и как учителя говорят, и как они одеты, и как сидят за столом. У нас, к слову, в школе есть форма. Это тоже дисциплинирует. Воспитание и обучение — неразрывные процессы. Не отдельно же это происходит — полдня учат, полдня воспитывают. Уроки, конечно, имеют воспитательный элемент. Например, на уроке физики, рассказывая о каком-то открытии, мы говорим о личности исследователя, о его характере. Кроме того, в нашей гимназии есть особый способ воспитания — это общешкольные проекты.
— Расскажите о них подробнее. Каким проектом занимаются ваши ученики сейчас?
— Цель любого проекта — интересная деятельность, в которую бы включились абсолютно все дети. Это важно. Потому что, во-первых, это новый опыт, а во-вторых, это объединяет. При подготовке к какому-то событию возникает особое чувство общности — мы все вместе, мы одна команда, учителя и ученики. Включаются и родители, и бабушки, и дедушки. Это делает коллектив более дружным.
Например, наш музей «История песни — история страны». Классы получили исторические периоды и выбирали значимые для них песни, описывали их историю, авторов, первых исполнителей, находили звучание. От Гражданской войны до наших дней — какие разные песни мы пели! И через них дети открыли историю своей страны. Интерес был очень большой. Но детям всегда нужно что-то новое. Поэтому мы включились в проект Дома учителя «Будаговские чтения». Они приглашали известных новосибирцев, которые рассказывали ребятам о родном городе. Для себя мы его назвали «Будаговский проект: узнай и полюби свой город».
Впереди 120-летие города, и мы много говорим о патриотизме. Можно проводить много классных часов, рассказывая, как нужно любить свой город. Но мне кажется, что дети не так хорошо знают свой город — лишь отдельные места, где бывают с родителями. Мы решили не просто показать им весь город, но дать им возможность самим узнать его и полюбить. Каждый класс, как и во всех проектах, получил свое направление исследования. Ведь «Интересные люди» — необязательно родившиеся в Новосибирске, но как-то с ним связанные. Например, Вольф Мессинг. Есть еще «Парни нашего города», «Литературный Новосибирск», «Музеи города» и многое другое. Мы хотим, чтобы дети добрались до каждого уголка, побывали в архивах, в закулисье театров. Каждый класс готовит фото, видео, рисунки, эссе. Для обнародования результатов этих малых экспедиций мы подготовили школьные стены. Ребята ходят друг к другу на классные часы. У нас есть координатор проекта, рабочая группа — все очень серьезно. В результате мы бы хотели получить изданный сборник, который станет хорошим пособием для других новосибирских школ. Так что проекты у нас масштабные, но я в своей жизни всегда руководствуюсь словами поэта: «Нет, мне ни в чем не надо половины…»
ФАКТ
Ирина Михно — заслуженный учитель Российской Федерации. Она награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, ее имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России»