USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Кто ответит за базар?

Светлана СЫСОЕВА
Разрешения на торговлю у продавца не оказалось. Фото Михаила ПЕРМИНА
Разрешения на торговлю у продавца не оказалось. Фото Михаила ПЕРМИНА

Продажа товаров в неприспособленных для этого местах может обернуться проблемами как для продавцов, так и для покупателей

В Новосибирске прошел очередной рейд по торговым точкам в неустановленных местах. За нелегальными продавцами «охотились» специалисты управления потребительского рынка мэрии и администрации Ленинского района, сотрудники ветеринарной службы, УФМС и УВД по городу Новосибирску. Журналист «Советской Сибири» увидел собственными глазами, как происходит борьба с нарушителями закона о торговле.

Лоточник гарантий не дает
Напротив выхода станции метро «Студенческая» — лотки с фруктами и овощами. За прилавком смуглая брюнетка явно восточного происхождения. Разрешения на торговлю у нее, естественно, нет, как и соответствующих санитарных документов.

— Почему торгуете в нарушение действующего законодательства?

В ответ на этот вопрос женщина молча протягивает свой паспорт. Видимо, в такую ситуацию она попадает не в первый раз. Лариса Катаева, исполняющая обязанности начальника отдела управления потребительского рынка мэрии Новосибирска, переписывает паспортные данные в бланк протокола и отмечает вполголоса, что продавец приехала к нам из Киргизии.

В это время к лотку подходят двое молодых людей:

— Взвесьте два банана нам по-быстрому.

— По-быстрому не получится, — замечают сотрудники полиции.

— Почему? — удивляются парни. Их не смущает ни то, что рядом стоит сотрудники УФМС и полиции в форме, ни то, что ведется оформление протокола.

— Торговля прекращена.

— Я утром здесь бананы уже брал, — не унимается один из парней.

— Значит, скоро отравитесь, — мрачно шутит Лариса Владимировна.

Подходит женщина и просит разобраться с торговлей, которая развернулась под окнами ее дома. Этот адрес участники рейда непременно включат в свой маршрут. А вообще такие обращения — редчайший случай. Обычно население потакает уличным торговцам, особенно если точки продажи располагаются по маршруту «работа — дом». Однако где гарантия того, что товар не просрочен? Что он выращен и хранился в надлежащих условиях? Особенно это касается «безымянного» мяса. Кто даст гарантию, что буренка не являлась носителем инфекции, а начинка беляша, прежде чем таковой стать, не мяукала? Конечно, интересы государства при этом тоже затрагиваются: с незаконной торговли в бюджет ни копейки не поступает.

Между тем разговор с продавцом еще не окончен. По словам женщины, ее заработок в месяц составляет 7 — 8 тысяч рублей. Российское гражданство и даже прописка имеются.

— С гражданством и местной пропиской вы легко устроитесь на официальную работу и будете получать не меньше, зато никаких неприятностей не будет, — наставляет Катаева и назначает дату, когда той следует прийти на заседание административной комиссии Ленинского района, где рассмотрят все обстоятельства дела и определят меру наказания виновной.

Идем дальше, буквально несколько сот метров по проспекту Маркса. Остановка «Горская». Тут продают фрукты из Казахстана, о чем сделана пометка на ценниках. Продавщица заявляет, что документов у нее с собой нет, но после обещания сотрудника УФМС взять ее с собой «в гости» до выяснения личности, паспорт удивительным образом материализуется. Оформлены все бумаги, и женщина собирает свой товар: продажа овощей и фруктов прекращена.

— Продавцы всегда берут вину на себя, потому что штраф, выписанный на продавца, всегда меньше, чем на организатора торговли, — комментирует первые результаты рейда Ирина Щупило, заместитель начальника управления потребительского рынка администрации Ленинского района Новосибирска. — Но тем самым они портят себе всю жизнь: при устройстве на нормальную работу всплывут эти моменты биографии, и доверия со стороны работодателя будет меньше. Некоторые считают, что когда штраф заплачен, из базы удаляется информация о привлечении к административной или иной ответственности. Но это не так, все данные хранятся и только пополняются.

Сбор урожая протоколов
Улица Ватутина. Вольготно расположились в ряд распространители косметики и парфюмерии, продавец урожая с собственного дачного участка, грибники и продавец меда. Тут же стоит лоток с надписью «Всё по 10» и стол с початками кукурузы. С пенсионером, который выставил на продажу дары своего огорода, обходятся мягко: всего лишь вручают список льготных для торговли мест и просят расписаться: мол, с правилами ознакомлен. А вот с остальными разговор длится дольше. Дело доходит до криков и ругани со стороны продавцов. Представители закона спокойны и выдержаны, они просто делают свою работу. Продавцам приходится-таки упаковать косметику и парфюмерию в коробки и сложить низенький столик.

В кустах попытались спрятаться еще одни продавцы, приехавшие из Средней Азии. На этот раз у них на самом деле нет паспортов. Значит, предстоит проехать в райотдел полиции, чтобы выяснить, кто они и зачем прибыли на территорию России. Заодно придется захватить с собой и товар, который горе-продавцы пытались спрятать в кустах около жилого дома. Арбузы, ящики с виноградом, мешки с картошкой и луком, пустые коробки из-под фруктов — все имущество продавцов отправили в кузов грузовика. Делается это для того, чтобы, пока идет выяснение личностей гостей с юга, ничего не пропало. Самих же парней, которым, по оценке сотрудников прокуратуры, нет и восемнадцати, приглашают в полицейский автобус. Их повезут в УФМС Ленинского района Новосибирска, где, словно изображение на фотобумаге, «проявится» вся их биография на территории России.

— Если в течение трех лет иностранный гражданин привлекался два или более раз по любому административному нарушению, к нему применяется мера воздействия — запрет на въезд на территорию России на три года, — объясняет Людмила Суховецкая, инспектор отдела УФМС РФ по Новосибирской области в Ленинском районе Новосибирска. — То есть выехать-то из страны в это время сможет, а вот обратно для него граница будет закрыта.

На часах почти пять, рабочий день участников рейда вот-вот завершится, но есть информация о незаконной торговле мясом на Хилокском рынке. Поэтому мчимся туда. Увы, место, где, судя по полученной информации, мясо отпускают в антисанитарных условиях, пусто. Более того, мясом там даже не пахнет — а у представителя ветслужбы нюх, что называется, профессиональный.

Можно отправляться по домам. Каждому из участников рейда есть чем заняться в ближайшие несколько дней: урожай протоколов собран немалый. Но в будущем работа будет продолжена, ведь только в Ленинском районе более десятка крупных очагов стихийной торговли.

ФАКТ
В Новосибирске действуют 28 рынков, в том числе семь рынков на территории Ленинского района, где пенсионерам предоставляют льготные торговые места. Из них только на одном — Ленинском — необходимо внести символическую плату. На остальных места пенсионеры получают бесплатно.

ЦИФРА
300 рублей составляет размер административного штрафа за незаконную уличную торговлю для продавца. Естественно, многих он не пугает — его готовы платить хоть ежедневно.