Что пить, чтобы не стать козленочком
Аномальная жара гонит сибиряков к прилавкам с прохладительными напитками, заставляя забывать о том, что вреда в них больше, чем пользы
С прилавков безалкогольные напитки за день сметают подчистую. Администраторы торговых залов едва поспевают пополнять запасы. Производители разливных лимонадов подвозят их на точки ежедневно. Бочками.
На дворе невыносимая жара. Подогревает отсутствие на улицах привычных холодильников с шипучками. Хотя, может, оно и к лучшему: меньше соблазнов покупать и глотать на остановке все эти «химреактивы»? Вспоминаются автоматы со стаканчиками «на привязи», у которых летом выстраивались очереди. Порция с сиропом за три копейки. Без сиропа — копейка. Из уличных бочек заводской квас набирали бидонами.
Сегодня цена за литр разливной газировки в специализированном магазине — 25 рублей. Продавец уточняет:
— Вам тархун, грушевый или лимонад?
— Мне бы попить, — признаться, уже все равно, чем оросить пересохший язык.
Сколько покупаем и пьем?
У сибиряков глаза разбегаются от широчайшего ассортимента газированных безалкогольных напитков, минеральной воды, соков, нектаров и фруктовых «дринков». Фасовка — от 200 граммов. В дороге предпочтительнее пол-литровые емкости. Домашние холодильники забивают «полторашками».
Если отсечь случайные покупки, совершаемые нами на бегу, а взять запланированные походы в магазин, то всякого рода бутилированной влаги выпиваем мы с вами изрядно.
По подсчетам экспертов, объем разовой покупки безалкогольных напитков за последние десять лет увеличился в два-три, а по некоторым наименованиям в четыре раза. Минеральной или питьевой воды в среднем на одну покупку приходится 2,5 литра. Конечно, тут играет роль фактор «комплексных» закупок в магазинах формата cash&carry и супермаркетах, когда приобретается все необходимое на неделю или несколько дней. Покупаем реже, но с запасом. Отследить увеличение объемов продаж в связи жаркой погодой непросто: такую статистику никто не ведет. Можно только предполагать, что нынче — время сенокоса для производителей и реализаторов продуктов питьевой индустрии.
Кстати, именно супермаркеты эксперты называют в качестве основного канала продаж минеральной или питьевой воды — почти половина рынка. Реализация прохладительных напитков в продовольственных магазинах занимает около 27 процентов. Через уличные киоски расходится не более 16 процентов жаждоутоляющей продукции.
Влага не всегда живительна
Между тем далеко не все, что мы потребляем для утоления жажды, соответствует гигиеническим нормативам. Так, нынешним летом в Новосибирске провели мониторинг качества напитков. Эксперты оценивали минеральные и питьевые воды, безалкогольные напитки, соки, квас и пиво. Проверку на качество товара прошли 183 предприятия, в том числе производители и торговые организации.
Результат: десять из 242 проб, исследованных в лаборатории управления Роспотребнадзора, не отвечали требованиям гигиенических нормативов. По микробиологическим показателям дело обстоит лучше — из 195 проб безалкогольных напитков, соков и минеральных вод требованиям не соответствовала всего одна проба. Правда, любая статистика выглядит утешительной в глазах того, кого не касается лично.
Как сообщает Городской центр развития предпринимательства, после надзорных и контрольных проверок было возбуждено 48 дел об административных правонарушениях. Три из них уже направлены в суды. Сумма штрафов составила около 195 тысяч рублей. Деятельность одного предприятия приостановлена.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Яков НОВОСЕЛОВ, кандидат медицинских наук, директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания:
— Понятно, что в жару очень хочется пить, но увлекаться газировкой не следует. Многие сладкие безалкогольные напитки, по сути дела, являются смесью сахара, ароматических добавок и красителей, для избавления от которых организм прилагает серьезные дополнительные усилия. Их пищевая и энергетическая ценность определяется лишь содержанием сахара, который составляет до 12 процентов напитка.
Отдельной проблемой является воздействие сильногазированных напитков на незрелые слизистые желудочно-кишечного тракта, что может оказывать неблагоприятное воздействие на процессы пищеварения у детей.
От редакции: наш эксперт советует — чтобы хоть как-то уменьшить вред от сладкой газировки, ее лучше пить холодной (эмаль зубов повреждается меньше). Не употребляйте больше одного-двух стаканов в неделю, не давайте эти напитки детям младше трех лет. Если вы страдаете язвой, диабетом, гастритом или ожирением, от газировки лучше вообще отказаться. Вместо нее можно приготовить такой напиток: в 1,5 литра обычной чистой или минеральной воды добавить сок цитрусового плода (лимона, апельсина), щепотку соли и щепотку сахара. Такой коктейль прекрасно утоляет жажду и поддерживает организм в жару.
СПРАВКА
С замечаниями и предложениями по качеству пищевой продукции жители Новосибирской области могут обращаться по телефонам:
8-800-350-50-60, 220-22-59, 220-20-95 — управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области;
346-25-93, 304-04-88 — управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области;
202-08-52 — управление ветеринарии Новосибирской области;
223-50-73 — НП «Сибирский федеральный центр оздоровительного питания»;
278-20-00 — ФГУ «Новосибирский ЦСМ»;
210-08-83 — территориальное управление Росстандарта.
ЦИФРА
Более 40 процентов от всего объема безалкогольных напитков реализуют через супермаркеты.