Биология без банальностей
Новая школа учит детей добывать знания самостоятельно: путём размышлений, анализа, исследований
Зачем учителю собственный сайт? Как полюбить биологию? Боится ли учитель проиграть в научном споре своим ученикам? Об этом наш разговор с победительницей областного конкурса «Учитель года-2012» Людмилой НЕКРАСОВОЙ.
Современное российское образование все больше ориентировано на развитие личностных качеств и потребностей ученика. Школьникам приходится, подобно старателям, уроки напролет «мыть» свое золото, собирая по песчинкам будущий капитал. Ведь школьное образование — основа, без которой все последующие ступени, включая высшую, будут лишь картонными мостиками над пропастью.
За девять лет, которые Людмила Андреевна работает в новосибирском лицее № 130, она из преподавателя выросла в заведующую кафедрой естественных наук и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Ее триумф, сначала на городском конкурсе «Учитель года-2012», (потом на уровне области, а до этого — еще много всяких наград и благодарностей) ученики и коллеги-учителя воспринимают как личную победу. Лауреат и сама придерживается мнения, что завоеванное ею звание «Учителя года» — результат совместной работы с ребятами и в целом всего лицея.
Жизнь подсказала решение
— Людмила Андреевна, вы ведь не сразу пришли в школу…
— В 2003 году после окончания Новосибирского государственного университета по специальности «биология», специализация — «цитология и генетика» поступила в аспирантуру, три года работала в научно-исследовательском институте. Искала подработку и попала в школу. А оказалось, что мои таланты лежат скорее не в научной, а в педагогической плоскости. Вот так жизнь подсказала верное решение: в тот период у меня все очень успешно складывалось в школе. И дети приняли хорошо, и родители. Потом мне предложили вести уроки биологии на углубленном уровне в профильных классах. Это оказалось гораздо интереснее — больше творчества, больше науки. За уровень своих научных знаний я спокойна, но с такими талантливыми детьми приходится постоянно читать, совершенствоваться, чтобы однажды не проиграть им в научном споре.
— А как возникла идея создания собственного электронного сайта?
— Все просто: смотр профессиональных учительских блогов и сайтов в этом году вошел в программу состязаний на заочном этапе городского конкурса «Учитель года». И захотелось, чтобы это было не для галочки, а действительно полезной живой вещью. На сайте (http://www.lnekrasova.ru — Ред.) я размещаю материалы, которые могут быть интересны как ученикам, так и их родителям, и моим коллегам — учителям биологии. Делюсь опытом, материалами для подготовки к урокам, самоподготовки и самопроверки, рассказываю о наиболее эффективных, с моей точки зрения, образовательных технологиях. Отвечаю на вопросы.
— Например?
— Спрашивают: что делать, если ученик очень старается, а отметки все равно плохие? В таких ситуациях я предлагаю разбираться вместе: ученик, учитель, родители. Как правило, уже на первой встрече ситуация проясняется. Есть вопросы по поводу подготовки к ЕГЭ. Из области провокационных: что делать, если не нравится биология? Тут что посоветуешь? Отнестись к урокам как к возможности получить полезный опыт: мы учимся строить определения, выделять ключевые слова и основные мысли, сравнивать объекты — эти навыки в любом случае пригодятся в жизни.
Здравствуйте, я — рибосома!
— Поделитесь с нашими читателями своими педагогическими секретами: как заинтересовать ребенка учебой?
— Одними приемами не научишь никого. Человек учится только тому, что ему интересно, а дети любознательны от природы. Что на самом деле вашему ребенку нравится? Где горит глаз — там он и будет преуспевать. Еще важно, насколько сильно свой предмет любит учитель. Удастся заразить ученика своей влюбленностью в науку — процесс обучения пойдет. А когда дети зубрят на оценку — бесполезная трата времени и сил.
— В школах все чаще практикуют неформальные подходы в образовательном процессе. Вы впускаете на свой урок живинку?
— В моей практике наибольший эффект дают неформальные встречи ребят с высококлассными профессионалами, добившимися успеха в области, смежной биологическому образованию. В Новосибирске для проведения подобных интерактивных уроков дефицита в героях нет. Использую игровые технологии. К примеру, учащиеся 9-го класса имитируют процесс биосинтеза белка у доски, исполняя роли субъединиц рибосомы, транспортных РНК, информационной РНК. Своего рода театральное представление помогает лучше представить все этапы сложного процесса матричного синтеза. А вот биографию выдающегося ученого лучше запоминают, если вместо рассказа о нем в третьем лице, один из ребят берет на себя роль научного светила, а все остальные, как журналисты, задают ему вопросы.
— Откуда творческие находки?
— Прежде всего подсказки самих ребят. Они учат меня, как их учить, какие приемы, технологии применять. С первых моих шагов в школе до сегодняшнего дня моя победа в конкурсе — заслуга в первую очередь детей, а не моя. Помню свой первый класс. Причем гуманитарный. Они позволяли мне совершать ошибки и учиться на них. Несмотря на то, что биология не их профильный предмет, пошли мне навстречу, показали, что условности не важны. Главное — суметь выстроить личностные отношения.
— Запомнилась какая-то кризисная ситуация, когда сработала связка ученик—учитель?
— У меня была ученица, сейчас уже студентка. Девочка училась в гуманитарном классе. И вдруг неожиданно в старших классах, поняв, что ее заинтересовала биология, переходит из гуманитарного в класс естествознания. Мы настолько с ней сработались, что она стала призером региональной олимпиады по биологии всего за неполный год, освоив программу на углубленном уровне. Вот что с людьми делает любовь к предмету. В 2010 году я выпустила естественно-научный класс, из которого 14 человек поступили в естественно-научные вузы, а двое стали студентами биологического факультета МГУ имени Ломоносова.
— А что такое биология для вас лично?
— Я вижу ее сотканной из вопросов и ответов: что такое лес? Как устроен глаз? Посмотрите, как природа мудро все продумала. Биология — это удивление и восхищение этой мудростью. Мы привыкли к порядку вещей и не замечаем ни с чем не сравнимой красоты. Ищем ее в картинах, в фильмах, в музыке. А кто или что вдохновляло режиссеров, композиторов, художников? Источник величайшей гармонии — сама природа.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛИЦ
— Сколько времени должен тратить ученик на подготовку домашнего задания по биологии?
Людмила НЕКРАСОВА:
— Задавая домашнее задание, я ориентируюсь на следующее примерное время выполнения: от 15 минут до получаса в 6—8-е классах, для старшеклассников в зависимости от сложности задания, достаточно 20—50 минут. При подготовке к контрольной работе может быть затрачено время вдвое больше обычного. Если ученик систематически тратит слишком много времени на подготовку домашнего задания, это повод поговорить с учителем.
ДОСЛОВНО
Владимир НИКОНОВ, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области:
— Думаю, что каждый конкурс несет в себе печать момента, который мы переживаем в данное время. Модернизация в сфере образования несет в себе позитивный заряд. Мы вооружаем педагога новейшими технологиями, но личность учителя всегда стоит во главе угла. И задачи его сегодня усложняются: не просто передать ученику знания, а помочь их воссоздать.
ФАКТ
В Новосибирской области открыто 60 специализированных классов математического и естественно-научного профиля, в которых обучаются более 1500 школьников.