Сколько стоит ложный вызов?
Вызов пожарных из хулиганских побуждений карается законом
Противопожарная служба в системе Главного управления МЧС России по Новосибирской области является самой востребованной. Особенно сегодня, когда в регионе сохраняется напряжённая пожароопасная обстановка, служба работает в режиме повышенной готовности. Ежедневно огнеборцы неоднократно выезжают на тушение пожаров и спасение человеческих жизней: на больших площадях горит сухая трава, огнём уничтожаются дачные строения в садоводческих товариществах, частично выгорают лесные массивы, горит жилой сектор.
Работа для уравновешенных
В службу оперативного обеспечения диспетчерской связи Центра управления кризисными ситуациями сигналы бедствия поступают со всей области.
В кабинете негромкая трель телефона практически не смолкает. «Алло, пожарная?...» — летят по проводам тревожные звонки с просьбой о помощи. «Служба связи «01», слушаю», — откликаются диспетчеры. И вот за считанные секунды на тушение пожара выезжают заступившие на смену караулы, готовые вступить в схватку с огнём.
Такое напряжение может выдержать не каждый: за сутки обрабатывается порядка 500 звонков. А когда наступает пожароопасный сезон, цифра порой утраивается. И в любой самой нештатной ситуации диспетчер обязан быть спокоен как танк.
Случайного человека за пульт не посадят. Диспетчер должен молниеносно и грамотно отреагировать на поступившее сообщение, в считанные секунды сориентироваться, где находится объект, решить, какую технику и куда посылать. От быстроты и профессионализма этого человека во многом зависит итог тушения пожара, а порой и жизнь людей. Чтобы не спасовать в критической ситуации и суметь принять правильное решение, которое станет спасительным в случае ЧП, диспетчеров постоянно учат и тренируют.
— Мы проходим тщательный профотбор и считаемся самыми уравновешенными людьми, — признаётся, улыбаясь, Наталья Кубышева, старший инженер службы оперативного обеспечения диспетчерской связи ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области.
Бдительность без злого умысла
Чтобы выполнить свой профессиональный долг, огнеборцы мчатся на вызов, не считаясь со временем суток, с расстоянием и погодными условиями. Однако не каждому обывателю дано понять всю важность и ответственность такого труда.
На пульте «01» то один, то другой телефон звонит, то сразу два — похоже, что тишина никогда не наступит. Диспетчер Ольга Белова включает громкую связь. Детский голос сообщает о пожаре. «Ваш дом горит? Где горит?» — спрашивает Ольга Александровна. После некоторого молчания сначала раздаётся смех, а затем — короткие гудки. Кто-то из детей таким образом решил повеселиться.
Но не каждое сообщение от детей бывает ложным. И тут диспетчеру нужно суметь подобрать нужные слова, чтобы испуганного ребёнка удержать на проводе и выяснить, где пожар.
Гораздо чаще хулиганят взрослые. Из сотен поступающих диспетчерам сигналов бедствия немалая часть — ложные вызовы. С начала этого года подразделения пожарной охраны Новосибирской области совершили более 6 500 выездов. Около 1 700 из них — по ложным вызовам.
Во время пожароопасного периода такие сообщения создают дополнительную проблему для МЧС.
Федеральным законом определено, что при получении сигнала о пожаре диспетчер пожарной охраны обязан подать сигнал тревоги и выслать подразделение к месту вызова.
В прошлом году за аналогичный период выездов по ложным вызовам было 1285. Рост числа ложных выездов на пожары Наталья Кубышева объясняет ростом бдительности населения.
Но одно дело, когда мы вызываем спецслужбу в качестве перестраховки. А вот вызов пожарных из хулиганских побуждений карается законом — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до 1,5 тысячи рублей.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНЫХ:
1. При вызове пожарных необходимо назвать точный адрес вызова (район города, улицу, дом и номер квартиры), а также имя, фамилию и телефон лица, вызывающего пожарную охрану.
2. Желательно указать место пожара (квартира, подъезд, подвал) и что горит (мусоропровод, почтовый ящик, кладовая). Если пожар полыхает на открытой местности (вдоль дороги, в поле, в лесу), постарайтесь указать дополнительные ориентиры.
3. По возможности нужно встретить у места вызова, чтобы помочь быстро сориентироваться в чрезвычайной ситуации.
4. Будьте готовы отвечать на дополнительные вопросы. Не вы, а дежурный на телефоне экстренного вызова заканчивает разговор.
ФАКТ
Ежегодные затраты МЧС России на выезды спасателей по ложным вызовам достигают суммы, выделяемой на борьбу с чрезвычайными ситуациями в городе с полумиллионным населением.
К СВЕДЕНИЮ
Все телефоны службы «01» оснащены автоматической записью разговора, которая впоследствии хранится в архиве.