Как удержать людей на селе?
Сельским подросткам нужны положительные примеры в виде крепкого производства, постоянной работы, уверенности в том, что и для них есть завтра
Младший лейтенант Артем Абрамов в должности участкового уполномоченного полиции на территории Краснозерского района служит полтора года. Один на два небольших поселка — Луговое, Ленинград — и села побольше — Полойка.
Героические будни полиции из телевизионных сериалов мало похожи на каждодневную службу на сельском участке, где больше в ходу не громкая стрельба и эффектные приемы захватов преступников, а профилактическая работа со всеми категориями населения. Составление административных протоколов, укрощение семейных дебоширов, строгий надзор за условно осужденными, посещение неблагополучных семей, отчет перед населением и прочее — это текущие служебные занятия.
Почему, по мнению участкового, важны встречи с людьми, профилактическая работа? Главный бич сельской территории — безработица, стимулирующая непредсказуемые метаморфозы в поведении людей. Кто живет, кто пытается выжить, одни срываются с родных мест, другие опускаются на социальное дно...
Свой среди своих
Беседуя, идем с участковым по просторной сельской улице. Стайка мальчишек школьного возраста при виде нас резко пытается сменить маршрут. Строгий голос полицейского прерывает явное бегство:
— Куда? Опять на старые фермы безобразничать собрались?
— Не-а. Так гуляем, — недружно потянулось в ответ.
— Проверю!
И, уже обращаясь ко мне, участковый поясняет, что бывшие коровники хозяйства, мельница, склады, ныне пустующие, стоят разбитые, рядом — кучи навоза и мусора. Но все это как магнит притягивает озорное младшее поколение.
— Сегодня пошли доколачивать на ферме стекла, а подрастут — сбегут из села, насмотревшись на разруху. То, что я построжился, другой постыдит, — это не воспитание. Положительный пример нужен. В виде крепкого производства в селе, постоянной работы для людей, уверенности в том, что и для них есть завтра...
В прошлое не вернуться
Некогда крепкому базовому хозяйству «Полойское» печальную участь определили на заре демократических перемен сами акционеры заменой строгого, но грамотного руководителя на одного, потом на другого. И, судя по всему, именно неэффективная управленческая политика привела к тому, что от сельхозпредприятия практически ничего не осталось.
На территории Полойского сельсовета нет бесхозной земли. Вся она оформлена в чью-либо собственность или аренду. Именно в Полойке самое большое число фермеров из зарегистрированных в районе. Здесь работают 45 крестьянских (фермерских) хозяйств, 21 индивидуальный предприниматель. Часть людей занята в социальной сфере. Но при этом 441 человек (половина всех лиц трудоспособного возраста) только числится жителями села Полойка, а живут и работают в других местах. Исход населения из небольшого поселка Луговое уже привел к закрытию детского садика, под вопросом работа школы. В поселке Ленинград ее уже нет.
Есть в селе фермеры, значит, есть в их лице работодатели. Но быть настоящим хозяином на земле — это не для каждого. Виктор Геталов из тех, кто, по его же словам, «честно пытался стать фермером», но два года назад попытки оставил, вернувшись к профессии ветеринара:
— Это когда объемы большие, то и придержать зерно можно, цену подождать. А у фермеров какие объемы? Государство должно оказывать фермерам реальную поддержку, решать вопрос и с ценами на продукцию, и с денежными вложениями в расчете на каждый гектар.
Попыток было много
Заместитель главы администрации Полойского сельского Совета Татьяна Васина помнит все попытки организации занятости сельского населения. Например, сбор молока с частных подворий. Его и по сей день нет, на шесть сотен дворов осталась 161 корова. Выращивание на частных подворьях поросят закончилось с резким скачком цен на зерно. Была попытка массово заниматься разведением водоплавающих птиц, благо озера рядом с селом. Вмешался карантин по гриппу птиц. Сам грипп был или не был, но птиц извели...
Татьяне Дмитриевне часто приходится работать с Артемом Абрамовым. О том, что работа на селе — первое дело, полностью солидарна с полицейским.
— Фермеры работают — это видно. А молодежь и те, кто еще не на пенсии, из села стараются уехать. До райцентра недалеко, дорога хорошая. Как людей удержишь?
Процесс трудовой миграции нормален
Во всем ли правы наши собеседники? Согласно официальным данным, сельская безработица, возникшая в результате реформирования агропромышленного комплекса и сложной адаптации сельхозпредприятий к рыночным условиям, сегодня составляет в среднем 1,9 процента населения, проживающего на селе.
Но та же статистика свидетельствует: уровень сельской безработицы за последние годы сокращается, меньше стало иждивенческих настроений. Одни взялись за плуг, другие отправились на заработки в ближайшие крупные хозяйства, которые готовы обеспечить работой нетолько односельчан, но и приезжих специалистов. Что немаловажно, не только работой, но и жильем. Об этом «Советская Сибирь» писала неоднократно.
Процесс трудовой миграции нормален. Сегодня весь мир живет с привязкой не к территории проживания, а к месту профессиональной востребованности. Разумеется, это не значит, что территории, лишенные сегодня крепких градообразующих предприятий, обречены на запустение. У минэкономразвития области есть вполне конкретный план развития сельских территорий, в том числе в отдаленных районах региона, связанный с инвестированием в новые перспективные производства.
Ольга Лаврова, заместитель начальника управления занятости населения Новосибирской области, сообщила, что региональное министерство труда подготовило реестр сельских населенных пунктов, не имеющих реального работодателя. По ее оценке, он станет отправной точкой в решении вопросов занятости сельчан. В нем определены конкретные поселения, где должна проводиться адресная работа по ликвидации безработицы. В первую очередь ставка делается на предложения органов местного самоуправления, которые хорошо владеют ситуацией на местах и могут предложить адекватные меры, применимые к конкретному населенному пункту.
Адресная работа, как ее видят в минтруда, предполагает в том числе закупки сельскохозяйственной продукции у населения, развитие межпоселенческих связей, повышение трудовой профессиональной мобильности безработных граждан, субсидирование безработных селян на организацию собственного дела.
В 2012 году субсидию на организацию собственного дела получат 300 сельчан, через год минтруда рассчитывает увеличить количество получателей более чем втрое.
ФАКТ
Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко поручил главам районов предусмотреть меры по созданию новых рабочих мест, включая организацию временного трудоустройства и оплачиваемых общественных работ, сохранению имеющихся рабочих мест, повышению территориальной и профессиональной мобильности граждан, поддержке развития несельскохозяйственных сфер деятельности, а также проработать вопрос о дополнительной потребности в средствах на поддержку предпринимательских инициатив граждан.
СПРАВКА
Экономика Краснозёрского района представлена 12 крупными и средними промышленными предприятиями. Сельскохозяйственным производством занимаются 24 акционерных общества и два сельскохозяйственных кооператива, 123 крестьянских (фермерских) хозяйства. На территории района действуют более 160 малых предприятий, обеспечивающих работой более 1,5 тысячи человек. Зарегистрировано 504 предпринимателя без образования юридического лица.