Стоит ли овчинка «золотой» выделки?
При покупке сертифицированного товара риск получить продукцию ненадлежащего качества стремится к нулю
Генри Форд в своей книге «Сегодня и завтра» писал: «Когда мы покупаем по весу или длине, мы должны знать, что покупаем. Каждый номер обуви в данной стране должен иметь одинаковую длину». Легендарный автомобилестроитель соглашался, что такой подход к стандартизации удобен и способствует прогрессу.
Но он вовсе не означает, что вид товара, к примеру стиральная машина, не может включать десятки вариантов, различающихся по набору функций и материалов, из которых они сделаны. Но, если бы не существовало стандартов, мы бы никогда не смогли подключить ее к электросети…
Точка схождения
Продавцы наперебой предлагают нам брендовые вещи, стимулируя покупательский интерес популярностью марки, известной благодаря качеству выпускаемой продукции. Знак качества — соответствие стандарту, образцу. Как в случае со стиральной машиной, соответствием штекера конструкции разъема электрической розетки, уровнем напряжения в сети, так и с автомобилями, топливом, которым они будут заправляться, со всем окружающим нас миром вещей стандарты играют колоссальную роль. Иначе каждому производителю пришлось бы попутно со своей продукцией обеспечивать потребителя массой дополнительных деталей.
В идеале стандарт определяет точку схождения интересов производителя и потребителя.
Примеры можно приводить сотнями, когда стандартизация технологических процессов, выпуск сертифицированной продукции не влияют на повышение себестоимости конечного продукта, а, напротив, способствуют экономичности производства. Как правило, речь идет о серьезных компаниях, которые приходят на рынок надолго.
Сертификация товаров и услуг предотвращает несправедливую конкуренцию, при которой плохое и хорошее продается под одинаковой классификацией. И, повторимся, уважающий себя, свое время и свои деньги потребитель выберет именно сертифицированный продукт. Ведь, как известно, скупой платит дважды.
В сотне лучших
В Новосибирске есть круг предприятий, прошедших сертификацию и ориентированных на выполнение требований ГОСТов. Их имена ежегодно составляют региональный рейтинг «100 лучших товаров России». Это разные группы производителей товаров и услуг. Объединяет их одно — знак качества, безопасность выпускаемой продукции и экологичность производственного процесса, его энергоэффективность и так далее.
Региональный этап конкурса «100 лучших товаров России»-2012 стартовал в феврале и продлится до конца мая. Об условиях конкурса нам рассказал директор ФБУ «Новосибирский ЦСМ» Николай Якимов:
— В рамках конкурса предусмотрены такие номинации, как «Продовольственные товары», «Промышленные товары для населения», «Продукция производственно-технического назначения», «Изделия народных и художественных промыслов», «Услуги для населения», «Услуги производственно-технического назначения». Участниками могут стать как предприятия и организации, так и частные предприниматели, выпускающие конкурентоспособную продукцию или оказывающие высококачественные и востребованные на рынках услуги. Важно, чтобы качество поддерживалось на протяжении всей цепочки: проект изделия — производство продукции — появление товара на рынке — потребитель.
— Николай Александрович, чем должен руководствоваться в своей деятельности производитель?
— В своей профессиональной деятельности производитель должен использовать официально изданные, актуализированные документы в области стандартизации. Это, к слову, дает стопроцентную уверенность в защите прав и интересов самого производителя в судах, при проверке контролирующими органами, а также при лицензировании деятельности либо аккредитации организации, например, в сфере охраны труда. Сейчас это стало особенно актуально. И правом распространения таких документов на территории области обладает ФБУ «Новосибирский ЦСМ».
— Какие преимущества дает производителю использование голограммы «100 лучших товаров России» и «Качество. Quality»?
— Во-первых, использование и распространение новейших защитных технологий для идентификации упаковки продукции и усиления её защиты от подделки, незаконного копирования. Это хорошо как для самого производителя, так и для потребителя, которому не приходится сомневаться в безопасности и качестве продукции. Голограмма дает гарантию, что если на этикетке написано, что это шерсть, то в составе изделия будет именно шерсть, а не что-то другое. Защитные технологии способствуют повышению уровня доверия потребителей к товару производителя. Как следствие — увеличение объёма продаж. Таким образом, кажущаяся затратность внедрения систем качества на производстве на деле оборачивается дивидендами.
Выбираем стандарт
Что касается стандартов, то необходимо знать ряд нюансов. Система менеджмента качества, например в пищевой промышленности, — важнейшее условие обеспечения безопасности продовольственной продукции. На пищевых предприятиях традиционно внедряются стандарты ИСО серии 9000 (сертификат ISO 9001). Однако они не позволяют сконцентрироваться на безопасности пищевого продукта, которая является базовой в категории качества пищевой продукции.
Сертификат ISO 22000 (HACCP, IFS, BRC) свидетельствует о приверженности предприятия производству безопасной пищевой продукции.
Сертификат ISO 9001 — это прежде всего подтверждение наличия системного подхода к производству качественного продукта в том виде, как это качество понимает потребитель.
КОММЕНТАРИЙ
Надежда ГАПИЕНКО, бренд-менеджер ООО «Корпорация «Сибирское здоровье»:
— Экологичность производства пищевой продукции, ее соответствие требованиям ГОСТов стоит на первом плане, ведь речь идет о здоровье нации. Продукт должен быть и безопасным, и полезным. Несомненно, оценка компетентных экспертов для нас очень ценна. Думаю, производитель, который уверен в высоком качестве выпускаемой продукции, однозначно заинтересован в признании на таком серьезном уровне.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Анастасия ПЕТРОВА, начальник отдела продаж ООО «Фабрика обуви «Степ»:
— Конкурс — очень серьезное мероприятие, направленное на поддержку отечественной марки. Это подтверждение высокого уровня качества выпускаемой нами высокотехнологичной продукции. ООО «Фабрика обуви «Степ» принимает участие в конкурсе второй раз. В этом году мы намерены выйти на федеральный уровень, поскольку ставим перед собой задачу расширения рынка сбыта продукции в центральные регионы страны. Модернизация производства позволяет значительно увеличить объемы выпуска. Вложение средств в поддержание высокого уровня качества, а это в первую очередь соответствие государственным стандартам, выгодно для тех, кто не гонится за сиюминутными прибылями, а пришел на рынок всерьез и надолго и дорожит своей репутацией.
ФАКТ
Анализ использования голографических изображений показывает, что умелое применение имиджевых голограмм способствует увеличению объёмов продаж (5 — 20%), формирует у покупателя мнение о защищённости товара, демонстрирует заботу коллектива предприятия-изготовителя о потребителе. Умелое использование предлагаемого Программой голографического изображения логотипа на упаковках напитков, парфюмерии, кондитерских изделий, на телефонных картах, путёвках, экскурсионных билетах способствует коммерческому успеху продукта без расходов на изготовление новой упаковки.