USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Почему дешёвка в цене?

Беседовала Юлия НАЗАРЕНКО
Николай Якимов
Николай Якимов

В марте мы уже традиционно отмечаем две даты, неразрывно связанные между собой, — Всемирный день защиты прав потребителей и профессиональный праздник работников торговли и сферы услуг. Мы всегда по разные стороны прилавка. Наши отношения отражает формула товар — деньги — товар, где главная составляющая — деньги. Их экономит на качественном сырье и материалах недобросовестный производитель. Выгода потребителя же, как правило, иллюзорна: купив дешевые консервы или компьютер, он доплачивает своим здоровьем и дополнительными расходами на ремонт, если речь идет о бытовой или оргтехнике.

— Николай Александрович, ситуация на рынке за последние 15 — 20 лет на первый взгляд кардинально поменялась. С одной стороны — широчайший выбор товаров и услуг, с другой — принятие ряда законов, призванных защитить интересы потребителей. И все-таки нам никак не удается достичь паритета интересов между теми, кто производит, продает, и теми, кто покупает…

— Еще в 1992 году были сформулированы четыре основных права потребителя: право на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанным. Но, как вчера, так и сегодня, защита прав потребителя — дело рук его собственных. Если быть точнее, то, пожалуй, самым эффективным методом защиты интересов потребителя была и остается информация. Чем грамотнее и требовательнее покупатель, тем меньше он рискует получить некачественный товар или услугу. Со своей стороны государство прилагает усилия, чтобы потребителю было проще ориентироваться на рынке: ГОСТы никто не отменял, ими маркируется только та продукция, которая по всем параметрам соответствует требованиям качества. И в госрезерв закупается только такой товар. Другое дело, что на маркировку — ГОСТ или ТУ, как и на ее отсутствие, рядовой потребитель не обращает внимания. Он смотрит на ценник. В лучшем случае на дату выпуска (иногда с толку сбивает дата упаковки), на состав продукта. То, что носит рекламный характер — крупным шрифтом, а где ГОСТы и ТУ, без очков или лупы не прочитаешь. Этим с успехом пользуются недобросовестные производители.

С нарушениями своих прав в сфере торговли потребители сталкиваются едва ли не ежедневно. Простой пример: продуктовый магазин рядом с домом — очень удобно. Заходишь и видишь конфеты с истекшим сроком годности. Просишь их убрать. При тебе их снимают с полки, а на следующий день просроченный товар снова возвращается на место. Как часто покупатель торопится и обнаруживает, что товар некачественный, уже дома и возвращаться, чтобы предъявить претензии, не хочет. Или времени нет. Да и настроение себе портить желания нет: возврат покупки всегда сопряжен с неприятными объяснениями. Еще сложнее дело обстоит с приобретением некачественного топлива на автозаправке, оказанием некачественных услуг в банковском секторе, в сфере обеспечения электроэнергией, теплом, водой и так далее. Здесь уровень информированности потребителя еще ниже, а возможности для недобросовестных производителей, поставщиков и продавцов несоизмеримо выше. Как и размеры получаемой ими прибыли.

— Значит, в этих сферах контроль государства должен быть более жестким?

— Конечно, к каждому продавцу контролера не приставишь. Но проблема в том, что сейчас роль контрольно-надзорных органов снижается. Изменений в законодательстве в сторону защищенности потребителей в социально значимой сфере не произошло. В прошлом году мы ожидали, что будет утвержден перечень средств измерений в области учета энергоресурсов. Его введение перенесли на 2013 год. Ожидалось, что исключительным правом поверок средств измерений и приборов учета будет наделен определенный круг организаций, а именно государственные региональные центры метрологии. Однако и по сей день такими поверками вправе заниматься в том числе коммерческие структуры, которые заинтересованы в результатах поверок. На сегодняшний день ситуация такова, что вы приходите на рынок, где каждый продавец со своей гирей, которую он якобы сам поверил. И он продает вам 800 граммов вместо килограмма. Если вес продукта вы можете перепроверить на контрольных весах или в домашних условиях — с помощью безмена, то правильность показаний электросчетчика установит только специалист при наличии профессионального оборудования. И вот тут снова возникает дилемма: кто занимается поверкой измерительного прибора — независимая государственная структура или коммерческая организация?

— Так почему же столь привлекательны услуги коммерческих поверителей?

— Потребителям очень удобно осуществлять поверку приборов измерений на дому. Если брать все виды счетчиков, которыми сейчас пользуется население, а их очень много, организация должна обладать не только грамотным персоналом, нужны серьезные финансы. Бюджеты ни одного уровня не финансируют такое оснащение. Коммерческие организации заинтересованы в том, чтобы за собой поверочную функцию сохранить. Задача любого коммерческого предприятия, любого бизнеса — зарабатывание денег. Но потребитель таких услуг, даже если они будут по более низкой цене, чем в государственном центре, должен понимать, что качественную поверку они ему не обеспечивают. Более того, на этапах становления бизнеса его деятельность часто носит уведомительный характер. Заявился как предприниматель и три года он гарантированно свободен от пристального ока надзорно-контрольных органов. А через три года предприятие закрывается, открывается новое, под другим именем.

— В чем плюсы государственной экспертизы?

— Наши эксперты ни прямо, ни косвенно не заинтересованы в конечном результате измерений. Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний призван стоять на страже неукоснительного соблюдения стандартов или эталонов. Процесс прохождения, к примеру, сертификации товара занимает несколько дней, включая испытания, оформление документов. И когда открываешь электронную почту и видишь предложение от московской фирмы о выдаче сертификатов ДИСТАНЦИОННО, причем за один-два дня, то не возникает сомнений в том, что это махинация. Тем не менее есть предложение, будет и спрос. Более того, тенденция такова, что в перспективе объем продукции, подлежащей обязательной сертификации, планируют снизить до 20 — 25 процентов.

— Это, конечно, будет способствовать развитию бизнеса. Но потребителю придется еще сложнее…

— На самом деле мы отчасти уже научились выбирать. И хорошо понимаем, что дешевая продукция означает минус в качестве. Посмотрите, новосибирцы давно предпочитают отечественные продукты импортным. Скажу точнее, мы выбираем региональный продукт. Его и надо развивать, расширять рынок сбыта, продвигать наши брэнды. Этому в немалой степени способствует программа «100 лучших товаров России», в рамках которой проводится ежегодный конкурс. В нем активно участвуют новосибирские предприятия. Их имена известны потребителю не только в регионе, но и далеко за его пределами. Круг победителей не так широк, как хотелось бы. Ведь войти в состав участников конкурса непросто. Одно из непременных условий — соблюдение ГОСТов. Такие товары или услуги не могут стоить дешево. И совсем не потому, как принято считать, что покупатель платит за брэнд. Знак качества не позволяет использовать в производстве продукта низкокачественное сырье, а в процессе оказания услуги пренебрегать интересами потребителя. Когда мы это начнем понимать и ценить, когда мы, потребители, сами захотим, чтобы наши права неукоснительно соблюдали, прекратим поддерживать рублем недобросовестного производителя или продавца, тогда дешевка покинет рынок. Потому что станет неконкурентоспособной.

— Спасибо.

Фотографии статьи
Отдел теплотехнических измерений ФБУ «Новосибирский ЦСМ»
И. Коган, начальник отдела виброакустических и магнитных измерений ФБУ «Новосибирский ЦСМ»