Китайцам строить и жить помогаем
Влиятельные люди
Проблемы экологии волнуют все крупные страны мира, и в особенности Китай. Идея создать китайско-российский центр промышленной экологии возникла в конце 2000-х годов. Поскольку за научную работу с Китаем отвечает Сибирское отделение Российской академии наук, наши ученые начали курировать этот проект, и первые договоренности уже достигнуты. В июле 2011 года с делегацией в Новосибирск приезжал почетный председатель президиума Академии инженерных наук Китая (АИНК) Сюй Куанди, а недавно с ответным визитом Китай посетили сибирские ученые.
АИНК малоизвестна в России, но в Китае она имеет огромное влияние. В отличие от Китайской академии наук (КАН), которая организована так же, как Академия наук СССР — со своими институтами, производством и так далее, у АИНК нет никакого хозяйства. Это что-то вроде клуба из 800 крупных ученых, которые выполняют роль приближенных к правительству советников. Они работают в институтах КАН, на промышленных предприятиях и в вузах и в большой степени определяют научно-техническое развитие Китая. Именно они поддержали идею о работе над экологическими вопросами совместно с Россией.
Город-сад XXI века
— Большинство китайской продукции производится с полным пренебрежением к экологическим требованиям, — объясняет китайскую позицию Николай Ляхов, ученый секретарь СО РАН. — До какого-то времени это можно было терпеть, но сейчас Китай переориентируется на свой, внутренний, рынок и ведет исследования в технологиях, способных повысить уровень жизни. Для нас проект экологического центра тоже очень важен, поскольку у России и Китая много общих проблем. А у нас есть много ученых, ведущих разработки по направлениям, имеющим то или иное отношение к экологии.
Однако простым приложением фундаментальных разработок сотрудничество с китайцами не ограничится. Китайско-российский центр промышленной экологии разместится на базе одного из крупнейших вузов Китая — Тяньцзиньского университета. Центр станет институтом в составе этого университета и будет работать над проектом экологического города, который начали строить в свободной экономической зоне Биньхай в Тяньцзине. В этом экологическом городе будут жить 130 000 человек, а по размеру он не будет уступать новосибирскому Академгородку. Часть города будет построена на искусственном полуострове. Грунт со дна залива поднимут на поверхность, и на этой насыпи планируется возвести здания и насадить сады. В городе будут использовать солнечную и ветровую энергию, а также наладят оборотное водоснабжение, подобное тому, которое сейчас используется на Международной космической станции.
Работа и польза всем
При таком масштабном подходе институты СО РАН найдут как применить в Китае свои разработки во всех областях — от генетики до энергетики. По словам сотрудника Института теплофизики СО РАН Людмилы Перепечко, у ее НИИ есть много точек соприкосновения с Тяньцзиньским университетом, как в прикладной, так и в фундаментальной науке. Например, исследования по горению, термодинамике и энергоэффективности. Институт ведет немало прикладных разработок — газоанализаторов, тепловых насосов и установок по уничтожению особо опасных медицинских отходов. Перспективная технология получения солнечных элементов тоже может найти применение в Китае, а затем и в нашей стране.
— В Тяньцзиньском университете есть целая лаборатория, где ведутся исследования в области горения, — рассказывает Николай Бажин, главный научный сотрудник лаборатории фотохимии Института химической кинетики и горения СО РАН. — Не могу сказать, что пока их разработки находятся на высоком уровне. Сейчас они изучают дизельные и бензиновые двигатели и хотят усовершенствовать их с точки зрения экологии, чтобы их выхлопы приносили как можно меньше вреда окружающей среде.
Николай Бажин отмечает: идея построить экологический город очень привлекательна, но подобный проект стоит огромных денег. Нефтяная энергия дешевле ветровой в два раза, а солнечной — в десять раз, потому что производство солнечных батарей и ветровых двигателей обходится недешево. Но не стоит забывать, что чем активнее внедряется технология, тем дешевле она становится.
По словам Николая Ляхова, проект центра развивается медленно, но верно. Пока с китайцами ведутся переговоры о том, как будет функционировать наша совместная научная структура. Что касается суммы, которая пойдет на строительство и работу центра, то она будет складываться из стоимости отдельных проектов. Но уже сейчас можно сказать, что речь идет о миллионах долларов. Разумеется, что все полученные деньги пойдут на развитие российской науки.
ФАКТ
На территории свободной экономической зоны Биньхай в Тянцзине живет один миллион человек.