Работа для хорошего менеджера
Эффективно управлять городом, его хозяйством, как в любой крупной корпорации, должен менеджер. Хороший менеджер. С позиций которого, чтобы муниципальному образованию успешно развиваться, надо максимально использовать его внутренние ресурсы, скрытые — читай уникальные — возможности. Как, скажем, для Новосибирска его научно-образовательный потенциал. А чтобы его раскрыть, придется еще понять, как это сделать, научиться прогнозировать будущие потребности рынка: будут ли наши образовательные и научные центры актуальны через 15—20 лет? Иного пути нет.
Не тарифы поднимать, а думать
Однако каждая большая стратегия строится из множества текущих задач и задачек. Не случайно представители муниципалитетов приняли самое активное участие во всех без исключения круглых столах, посвященных развитию области.
Как управлять системой жилищно-коммунального хозяйства, повысить её энергоэффективность? «Это задача для муниципалитетов номер один», — считает Александр Карасёв, председатель президиума совета муниципальных образований Новосибирской области, глава Коченёвского района:
— Перед нами остро стоят вопросы повышения цены на уголь, высокой изношенности теплосетей. Как следствие — невосполнимые потери. Эксперты поддержали позицию губернатора области по реформе ЖКХ: не перекладывать ответственность на плечи жителей, не поднимать тарифы, а последовательно снижать затраты на коммунальные услуги путем модернизации инженерной инфраструктуры, внедрения энергосберегающих технологий.
На развитие муниципалитетов из областного бюджета выделены миллиарды рублей. Все до копейки должно быть потрачено с максимальной пользой. Для того чтобы получить эти деньги, районы обязаны предоставить собственные программы модернизации ЖКХ, в которых все статьи расходов должны быть просчитаны и расписаны: сколько требуется средств на ремонт или реконструкцию котельной, участка сетей и так далее.
Больше полномочий — больше спрос
В результате перераспределения полномочий у городов и районов появилась возможность решать те вопросы, на которые раньше не хватало средств местных бюджетов. Но это таит и довольно серьезную проблему — нехватку квалифицированных кадров. Знаний и навыков у служащих муниципалитетов не всегда хватает.
Где у нас учат профессии госслужащего? В основном, особенно если речь идет о руководящей должности, каждый новый человек лишь через определенное время набирается опыта. У нас категорически нет времени на обучение новобранцев. Во власть должны приходить профессиональные менеджеры по отраслям. Эксперты круглого стола «Вектор развития муниципальных образований» считают, что конструктивный вариант решения проблемы — развитие практики целевой контрактной подготовки выпускников школ для дальнейшего трудоустройства в органах местного самоуправления. ТОСы в свою очередь становятся кузницей кадров для органов исполнительной власти: начинать с азов — с управления в масштабах пяти кварталов. Задачи, конечно, поменьше, но из тысяч таких нюансов и строится стратегия развития.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, мэр Новосибирска:
— Развитие в мегаполисе инфраструктуры инвестиционно-инновационной деятельности подразумевает в первую очередь внедрение в производство научных и технических разработок. Именно эти задачи призваны решать наши Технопарк и Сибэкспоцентр.
СПРАВКА
Критическое состояние предприятий ЖКХ Новосибирской области объясняется несоответствием фактических затрат на выработку тепловой энергии и утвержденных тарифов. В среднем это несоответствие составляет порядка 12 процентов, то есть фактические затраты повсеместно значительно превышают нормативные. Что является следствием большой протяженности сетей (из-за территориальной разбросанности потребителей) и высокой степени изношенности оборудования, в некоторых районах она составляет более 60 процентов.
ФАКТ
В 2011 году на обеспечение населения области качественной питьевой водой направлено 376 млн. рублей