Безлошадный шагает по «зебре»
Но вскоре, похоже, ситуация изменится, и безлошадные граждане нашей страны будут увереннее ступать по этой земле. О правах пешеходов заговорили на самом высоком уровне. На днях в главном штабе российской Госавтоиспекции открыли дискуссию о правах пешеходов. На официальном сайте ведомства появился новый раздел «Право пешехода». http://www.gibdd.ru/peshehod/
Есть шансы изменить правила и ГОСТы
ГИБДД по Новосибирской области поддержало идею федерального центра и сообщило о дискуссии на собственном сайте. Теперь жители нашего города и области при желании тоже будут в курсе общественных интеллектуальных боев за права пешеходов. Предполагается, что посетители сайта будут знакомиться с размещенными там материалами, а затем присылать свои отзывы и замечания. В настоящее время участники дорожного движения высказали уже свыше 150 предложений по безопасности пешеходов. Так, один из энтузиастов посоветовал размещать знак «Пешеходный переход» не только на обочине, но и над проезжей частью. Другой участник форума предложил оборудовать все пешеходные переходы светофорами и видеорегистраторами. Это дорого, но гарантирует результат. Здесь Новосибирску уже есть чем похвастаться. Проект по установке камер на дорогах стартовал, и вполне успешно. Это поможет бороться и с лихачами, и с нерадивыми пешеходами, которые порой сами провоцируют накал дорожной обстановки.
Виноват не только водитель
По свежим сводкам Новосибирской ГИБДД, по количеству нарушений правил дорожного движения пешеходы следуют как раз за водителями, превышающими скоростной режим. Так, за сутки 11 февраля на счету первых было 911 фактов нарушения ПДД, на счету вторых — 262.
Среди основных нарушений пешеходов по общероссийской статистике к наиболее распространенным относятся: неожиданный выход на проезжую часть из-за деревьев, припаркованных машин и других заграждений или переход дороги в неположенном месте. Провоцируют ДТП и «атакующие», и «пугливые» пешеходы. Первые без опаски выходят и буквально бросаются под колеса, порой умудряясь переходить даже наискосок. А вторые, наоборот, «тормозят» психологически, не рискуя переходить дорогу даже перед остановившимся автомобилем. Порой уже одна такая «потеря контакта» может привести к ДТП. Если оба одновременно будут медлить, пытаясь друг друга пропустить, то потом оба могут броситься навстречу друг другу.
Проблема взаимной нелюбви водителей и пешеходов, по мнению автоэкспертов, еще и в том, что они по-разному видят дорогу и оценивают расстояние. По словам начальника ПТО «Сибтехстандарт» Андрея Ляха, пешеходам бывает сложно сразу оценить скорость движущегося автомобиля. Водители в свою очередь часто их вовсе не видят, особенно с неправильно настроенными фарами и в темное время суток.
Ох уж этот бум
Новосибирские автомобилисты идею вспомнить о правах пешеходов поддержали с энтузиазмом.
Давно пора заняться этим вопросом серьезно, считает Светлана Л., стоматолог городской больницы. 15 лет назад она уверенно водила машину, а потом получила травму ноги и перешла в разряд пешеходов. Ситуацию на сегодняшних дорогах наша собеседница оценивает критически. Во всем, говорит, виноват автомобильный бум. Раньше, в советское время, машин было мало, ездить было легко, люди были спокойнее, не так часто нарушали правила. Было немыслимо, к примеру, заехать на тротуар. Светлана признается, что сегодня, даже если бы позволяло здоровье, ни за что не села бы за руль опять — страшно идти в эти джунгли.
А вот Мария, менеджер по рекламе, трудностей не боится. За рулем девушка уже год, и пока, слава богу, никаких ЧП не происходило. К пешеходам молодой водитель, в отличие от многих, даже более опытных своих коллег, относится очень трепетно. По поводу взаимоотношений на дороге у нее есть своя философия. Говорит, чем меньше город, тем ощутимее любовь к простым людям. Вот в Томске, к примеру, водители пропускают людей даже вне зоны пешеходного перехода. Только на дорогу встал, уже видишь, вежливо перед тобой тормозят и дорогие, и вполне пролетарского вида авто. Но такая вежливость, признается Мария, тоже чревата: привыкнет человек к хорошему и потеряет бдительность.
Основное — профилактика
Снизить уровень травматизма на дорогах можно только при помощи долгой и упорной профилактики, считает Людмила Есипенко, методист ДК имени Ефремова, автомобилист со стажем. Правила дорожного движения детям надо разъяснять так, чтобы они знали их не хуже, чем таблицу умножения. Тогда, достигнув совершеннолетия, юноши и девушки имеют все шансы стать законопослушными пешеходами и автомобилистами. Профилактика в детских садах и школах у нас, конечно, проводится, говорит Людмила, инспекторы ГИБДД знают свое дело, но они не могут успеть везде и всюду. А люди, имеющие весьма туманные представления о ситуации на дорогах, учителя и воспитатели детских садов, порой проводят уроки для галочки. К тому же и часов на это выделяется маловато.
Профилактические мероприятия по безопасности дорожного движения, как и обучение в автошколах, должны проводиться в нашей области более тщательно, поддерживает Людмилу Григорий Мун, председатель новосибирского отделения ВОА, Всероссийского общества автомобилистов. Пока в регионе есть проблемы и с кадрами, и с материальной базой.
Шаг за шагом
Проблем у наших автомобилистов и пешеходов много, но, есть надежда, что большинство из них постепенно решатся. Руководство региона делает для этого вполне конкретные шаги. К примеру, в 2011 году утверждена долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области в 2011—2014 годах». Для ее реализации предусмотрено выделение средств в объеме более 2 млрд 131 млн рублей, в том числе из бюджета области более 700 млн рублей.
— Сегодня перед нами стоит задача изменить культуру поведения на дорогах всех участников дорожного движения, — отметил губернатор области Василий Юрченко на IV областном форуме по безопасности дорожного движения. — Для этого необходимо активно использовать потенциал общественных организаций, мотивировать их к тому, чтобы охватить информационно-просветительской работой как можно большее количество людей. Важнейшая задача — принятие конкретных решений, направленных на повышение качества подготовки водительского состава и улучшения работы автошкол.
СОВЕТЫ АВТОМОБИЛИСТОВ
Уважаемые пешеходы!
- Не ходите по проезжей части, как по пешеходному тротуару
- Переходите дорогу в зоне пешеходных переходов
- Встав на «зебру», посмотрите по сторонам, подумайте, в состоянии ли автомобиль остановиться
- Если вы не смогли объяснить своим детям, как переходить дорогу, купите им светоотражающую одежду. Шансы остаться в живых у них существенно возрастут
- Если вы думаете, что, перебегая дорогу в сумерках или ночью, вас видно в свете фар, откройте учебник физики старших классов и посмотрите в картинках, как световой поток огибает препятствие: вас не видно
- Когда вы переходите дорогу, пожалуйста, идите как можно быстрее, но только убедившись, что все транспортные средства вас пропускают
- Если вы хотите пропустить машину, не стоит спускаться с тротуара и становиться на «зебру». Просто стойте перед переходом, можете помахать рукой, давая сигнал «Проезжай!»
- Увидев общественный транспорт, не бегите к нему сломя голову. Это не последний ваш автобус, троллейбус или трамвай, но он вполне может стать таковым.
ФАКТ
За прошлый год на дорогах страны произошло 66 064 ДТП с участием пешеходов, в которых погибли 8 822 человека и 61 456 были травмированы.
ЦИФРА
Федерация автовладельцев России предложила повысить штраф для пешеходов, переходящих дорогу на красный свет, до 3 000 рублей