Суровое, мужское ремесло
Мамина сумка — тренажёр номер один
— Елена, как вы считаете, с помощью каких приемов, родительских секретов можно воспитать настоящего мужчину — помощника, солдата?
— Наверное, каждому из нас приходилось наблюдать в общественном транспорте такую сцену: мальчик шести-семи лет уютно устроился на сиденьи, смотрит в окно, а мама стоит рядом с сумками в руках. Именно с таких моментов и начинается воспитание. Я думаю, с самого раннего возраста мальчика надо воспитывать как помощника, как мужчину. Когда он еще совсем маленький, пусть попробует первым выйти из авто и подать маме ручку. Книга, хороший фильм, а главное, папин пример — все это многому научит. Прежде всего малыш должен расти ответственным, инициативным человеком. Пусть за плечами у него пока еще смешной, игрушечный рюкзак, но по дороге из магазина домой он должен чувствовать: «Я мужчина. Я помогаю маме».
— Папин пример — это, наверное, главная школа. Но если речь идет о неполной семье, где мальчика воспитывает мама? Или по причине занятости родителей о ребенке заботится бабушка? Что тут можно посоветовать?
— Когда женщина воспитывает ребенка одна, она играет сразу две роли: с одной стороны, она должна быть по-матерински ласковой, нежной, а с другой стороны — требовательной и строгой, как папа. В любом случае следует избегать чрезмерной опеки, из-за которой мальчик вырастет мягкотелым, бесхарактерным. Сами подумайте, что ему остается, если мама с неистощимой энергией ограждает от трудностей любимое чадо?
Каждая из мам должна помнить: она — прежде всего женщина, в том числе в глазах своего сына. Ведь образ женщины в сознании мальчишки начинается именно с матери. И было бы неплохо, если бы иногда мы, дамы, проявляли мягкость и уступчивость, позволяя нашим мужчинам, нашим сыновьям заботиться о нас. Мальчики, которые не научились быть сильными, отвечать за свои поступки, испытывают в армии серьезные проблемы.
— С какими трудностями сталкиваются призывники, а также их родные, близкие?
— Самая типичная проблема — физическая неподготовленность. Кто-то не может подтянуться на перекладине, кто-то выдыхается на середине беговой дорожки. Отсюда комплексы, разочарование в себе. «Я устаю, я не «вывожу», мне тяжело», — жалуются ребята. Даже армейский режим становится испытанием: если дома подросток привык ложиться за полночь, а потом, чтобы отоспаться, прогуливал пару уроков, в армии ему приходится приспосабливаться к новому ритму.
Еще одна почва для стресса — неумение обслуживать себя. «Почему надо мной смеются?» — спрашивает новобранец. «А ты, — советую ему, — постирай форму». «Я не умею...» Все правильно! Откуда взяться навыкам самообслуживания, если родители постоянно опекали своего ребенка? Хотя, казалось бы, это элементарно — постирать что-то из своих вещей, пришить пуговицу, почистить картошку.
Наконец, с большим трудом мальчики привыкают к армейскому рациону: вроде бы получают всё необходимое, но хочется колы, чипсов, поэтому наесться гречкой и прочей здоровой пищей не получается.
И все-таки самая большая, самая серьезная проблема — разлука с родными и близкими. Слезы любимой девочки, которая звонит и уверяет, что не вынесет расставания, совершенно выбивают из колеи. Возникает страх, что девочка в самом деле не дождется, не выдержит, найдет другого… Иногда мамы со своей стороны осложняют жизнь сыновьям — названивают с плачем и жалобами: «Сыночка, я без тебя не могу!» Понятно, что на уме у солдата одна мысль: «домой, домой, домой!» Начиная работать с одним из таких ребят, пытаюсь понять, почему парень не настроен на службу. Вроде бы такой крепкий, уверенный в себе, контактный… Но выясняется, что проблема не в нём, а в маме, которая каждый вечер безутешно плачет в телефонную трубку. К счастью, ситуацию спас отец: нашел нужные слова, утешил маму, в итоге молодой человек получил возможность дослужить спокойно.
От «ой» до «ура»
— Каким образом вы как психолог помогаете ребятам преодолевать стрессовые ситуации?
— Я разработала программу «Тренинговые методы как средство адаптации военнослужащих по призыву». К счастью, коллектив у нас небольшой, да и командир, подполковник Константин Владимирович Кузнецов, с пониманием относится к психологам. Так что в нашем батальоне пока не возникало таких чудовищных скандальных ситуаций, о которых мы зачастую слышим и читаем. Задача психолога — вовремя выявить ребят, которые склонны к депрессии, и попытаться помочь. Если, например, человек угрожает покончить с собой — это должно насторожить сразу, безоговорочно. Ни в коем случае нельзя относиться к таким заявлениям, как к эпатажу. Скорее всего, это крик о помощи.
Групповые занятия помогают увидеть, кто как реагирует, выявить лидеров. К примеру, каждый из ребят должен рассказать о себе. Поначалу, когда встречаемся впервые, не все способны даже назвать себя по имени! Моя задача — разговорить, придумать игры на объединение. Так, есть игра «Слепой и поводырь»: один из участников проводит товарища, у которого завязаны глаза, мимо нагромождений столов и стульев, пытаясь сделать это бережно, осторожно. Или игра на доверие, когда ребята поддерживают своего товарища при падении сверху. Забава не новая, но для каждого, кто впервые через это проходит, незабываемое ощущение гарантировано.
— А как реагируют ваши подопечные?
— По-разному. Сначала звучат шутливые вопросы вроде «ой, а у нас тут что, клуб анонимных алкоголиков?». Но потом всё идет на ура. И по окончании очередного тренинга спрашивают, когда встретимся еще раз. Получается, для того чтобы сложилась определенная культура отношений, нужно потратить время, приложить усилие.
Шанс для Питера Пэна
— Может быть, некоторым молодым людям армия вообще противопоказана? Не потому, что они физически слабы, но потому, что психологически не готовы взрослеть. Пусть уж лучше такой Питер Пэн сидит под маминым крылом, чем вернется из армии с покалеченной психикой… Как вы считаете?
— Видите ли, заранее трудно сказать, что получится из того или иного мальчишки. Естественно, если речь идет о малообщительном, ранимом юноше, есть смысл выяснить, какими талантами он обладает. Может, он запросто «общается» с компьютером. Или прекрасно рисует. Эти склонности нужно использовать. Можно найти парню подходящее место и все-таки дать ему шанс отслужить в армии со сверстниками. Знаете, какая гордость обуревает, когда видишь, что в армию пришел совсем еще подросток, а ушел — мужчина! Мне кажется, школа взросления очень нужна ребятам. Другое дело, что к воспитанию следует подходить взвешенно, с учетом проблем, которые складывались в армии десятилетиями.
СОВЕТ
Елена ВЕРЕТЕННИКОВА:
— Если мы хотим воспитать мужчину, защитника, солдата, нужна физическая подготовка. Обязательно! Хоккей, футбол, лыжи, борьба. И, конечно, военные игры (такие как несправедливо забытая «Зарница»), просмотр патриотических фильмов о войне, героизме. Надо настраивать ребят на службу в армии, надо разговаривать об этом, потому что пережить страх неизвестности («что меня ждет?») очень мучительно.
СПРАВКА
Елена ВЕРЕТЕННИКОВА — психолог ремонтно-восстановительного батальона Новосибирского военного гарнизона Центрального военного округа, создательница авторских программ и тренингов по психологии, победитель и лауреат региональных конкурсов. Ее профессия — помогать вчерашним школярам становиться защитниками и бойцами.
ЦИФРА
Около 2 800 граждан Новосибирской области отправились на военную службу — таковы итоги осеннего призыва, по сообщению пресс-службы Центрального военного округа