«Чтобы получились хорошие вещи…»
Как добровольчество становится образом жизни
Андрей Садовский живет в Заельцовском районе столицы области. Активист территориального общественного самоуправления удостоен почетного знака мэрии Новосибирска «За содействие специальной военной операции» (СВО).
— Я занимаюсь сбором гуманитарной помощи для людей, которые хотели бы ее направить на передовую, но не знают, как сформировать, — рассказывает наш собеседник. — Также сотрудничаю с благотворительным фондом «К Победе вместе!», с Пашинским госпиталем, где лечатся наши военные. Налажено взаимодействие с председателем ТОСа «Ельцовский» Светланой Копытиной, которая точечно передает груз конкретным подразделениям. Сейчас, например, для них найдены 3,5 тонны сетки-рабицы, которая на фронте очень нужна. Объединяю идейных людей, желающих чем-то помочь. Возможности, которые есть у общества, могут не использоваться в полном объеме, а у меня имеется опыт социальной работы, позволяющий легко находить нужные коммуникации. Такая проблематика сейчас более чем актуальна, потому что из-за недостаточной информированности люди зачастую не могут достичь поставленной цели. Если говорить проще, я спрашиваю: «У вас есть вот это?» или узнаю, что где-то что-то востребовано, и связываю между собой энтузиастов, чтобы в итоге получились какие-то хорошие вещи. Например, задача по организации безвозмездной поставки той же сетки-рабицы для меня означала проведение телефонных переговоров с руководителями предприятий.
Узнать специфику
Андрей Садовский руководит клубным объединением в молодежном центре «Содружество» и проводит тренировки детей по футболу. На площадке, осенью текущего года признанной лучшим молодежным центром России, организовано множество бесплатных пространств, но, с точки зрения Андрея Владимировича, о предоставляемых возможностях населению известно недостаточно.
Он также является вице-президентом общественной организации для людей с зависимостями по направлению «волонтерство». Пять лет назад с добровольцами из числа подопечных он помогал на фестивале реконструкторов «Сибирский огонь», где и узнал про историческую реконструкцию.
— Теперь мы участвуем в самых разных событиях, связанных с патриотизмом, — говорит Андрей Садовский. — Руководство фестиваля предоставляет амуницию, поясняет про костюмы, вооружение, события, чтобы мы, в свою очередь, могли информировать людей. Участникам мероприятий мы рассказываем о том, что происходило в то время и что нужно делать, чтобы проблема не возникла сегодня, что такое нацизм и каково его негативное воздействие.
Знание специфики и проблем жителей Заельцовского района пригождается в работе помощником депутата Совета депутатов города Новосибирска Александра Щепетнёва, кстати, участника СВО.
— На соседнем округе живет пожилая женщина, у которой сломалась комфорочная печь и которой пока некому помочь. Понимаю, что бабушка сейчас больше переживает за раненного на фронте сына и обращаться с просьбами ей неловко. Из своего фонда депутат выделил деньги на покупку печи, но ее же надо привезти и установить. Если сбрасывать все на руки этой бабушки, получится абсурд, а не помощь, поэтому такие вещи я беру на себя и выполняю их бесплатно, — объясняет Андрей Садовский. — И всегда есть подобные элементарные моменты, когда одно цепляется за другое и нужно что-то предпринимать.
В каменных джунглях
Волонтером Андрей Владимирович стал в 2015 году, когда решил проявить свои способности в сфере общественного самоуправления. Там, кстати, познакомился и с будущей супругой Анастасией: она возглавляла «Гагаринский» и на тот момент оказалась самым молодым председателем ТОСа в Новосибирске.
В семье родилось двое детей, лучшим воспитанием для них родители считают собственный пример. Сын учится в первом классе и сопровождает папу на патриотических мероприятиях. Дочери исполнилось полгода.
— Анастасия моложе меня на 12 лет, она основной источник моей жизненной энергии. История наших отношений неразрывно связана с общественной деятельностью, и жена мне помогает во всем, что касается документов, компьютеров. Я немного другого поколения; в свои 44 года с гаджетами обращаться, конечно, умею, но на другом, пользовательском уровне, — говорит Андрей Владимирович.
Зоны присутствия «Кропоткинского» и «Гагаринского» находятся практически в центре Новосибирска. Это сплошь каменная многоэтажная застройка и даже, можно сказать, единая компактная территория. Помещения ТОСов расположены по соседству, что позволяет оперативно решать самые актуальные вопросы, поддерживать контакт с председателями многоквартирных домов, формировать активность жителей.
— В 2015 году у нас была задача наладить связь поколений. В основном в ТОСах состояли люди преклонного возраста, что само по себе хорошо, но несколько сужало диапазон работы. Мы начали делать то, что они не могут: создали волейбольную секцию и волонтерскую организацию, организовали с полицией рейды по наведению правопорядка. Для встреч с молодежью стали искать знаменитых спортсменов. У нас, например, приходил пообщаться с ребятами хоккеист — обладатель Кубка Гагарина Константин Окулов, — говорит Андрей Садовский. — С летними трудовыми отрядами мы стали ходить на экскурсии в музеи, на мастер-классы в заведения общепита, снимать видеоролики, открыли психологическую площадку для всех желающих.
Дискуссия за столом
Энтузиастам удалось заинтересовать людей в возрасте от 18 до 40 лет. Сейчас именно они составляют основу активных участников территориального самоуправления в «Кропоткинском».
— Бабушки уже в принципе волонтеры, потому что воспитаны в социальном государстве и ответственность у них, что называется, в крови, но они не всегда легко коммуницируют, — объясняет Андрей Владимирович. — Например, минувшим летом возникла непростая ситуация. У нас в ТОСе женщины хорошие, взрослые, а еще в наши ряды Всероссийская общественная организация «Молодая гвардия» стала привлекать молодежь. Пришли девочки в укороченных кофточках, и на такой вот элементарной почве они не сразу нашли общий язык. По моему мнению, эта и подобные ей проблемы возникают из-за огромного разрыва между поколениями. Чтобы его смягчить, самое первое, что нужно сделать, — хотя бы усадить людей за общий стол и начать какую-то дискуссию. Если она возникает, то уже каждая сторона делает выводы, происходят определенные изменения и наконец-то появляется сближение.
Вечные ценности
В школе Андрею Садовскому нравились уроки истории. Признается, что огромное влияние на его мировоззрение оказал дед по матери: общение с ним воспринимает как самую настоящую привилегию. Дед — участник боев на Халхин-Голе на монгольско-маньчжурской границе в 1939 году, один из немногих кавалеров трех степеней ордена Отечественной войны.
— Когда в какой-то стране запрещается какой-то язык, то я понимаю, что это за явление. Это национализм. Я ощущаю себя — так принято и во всей нашей семье — антинационалистом, — делится мыслями Андрей Садовский. — Мне дедушка как-то сказал, что нет плохих народов, а есть плохие люди. Он мало рассказывал о войне; я слышал о ней чаще, когда приезжали его однополчане. Тогда они разговаривали открыто и много, и знаете, что больше всего меня впечатлило? То, что семья, в которой впоследствии я появился, у него не первая.
В годы Великой Отечественной войны в составе Сибирской гвардейской дивизии дед Андрея Садовского освобождал Москву. С товарищами попал в окружение, но сумел вырваться, уничтожив фашистов, и вернулся к своим. Однако его отправили в лагерь «до выяснения обстоятельств», и, пока он там находился, семья, не получая талонов на питание, умерла от голода.
— Второй раз дед женился после того, как попал в плен при освобождении Польши. Вообще-то, он этнический поляк; еще в царские времена его семья была сослана на каторгу, а в 1917 году раскулачена большевиками. Но дед мне говорил: я русский, мы всегда защищаемся от внешних врагов, а потом разбираемся у себя внутри, — рассказывает Андрей Владимирович. — Дед получил такой опыт, что жизнь уже сама по себе становится непреложной ценностью. Мне сложно принять судьбу, которая его коснулась, зато стало понятно, почему и как возникает нацизм.
EUR 94.1478 