Кому на печи жить хорошо?
Сосед Николай не работает с начала перестройки — с тех пор, как закрыли его предприятие. Несколько лет его кормила жена. После развода перебивался на скромные пенсии родителей. Оформил, по их же совету, пособие по безработице. После смерти стариков перешёл на содержание братьев и сестры. Искать работу не пытается — сыт, одет. «Скоро назначат пенсию, проживу как-нибудь», — рассуждает он.
Две житейские истории. Объединяет их желание существовать в обществе за счет самого общества. Социологи называют это, отнюдь не редкое у нас явление, социальным иждивенчеством.
Хорошо под папиным крылом
По мнению Людмилы Осьмук, доктора социологических наук НГТУ, корни этой проблемы в том, что долгое время государство в качестве «доброго папы» брало на себя решение большинства житейских вопросов своих граждан. Такой модели сопутствовало огромное число дублирующих друг друга социальных программ и неоправданно высокие расходы, ведущие к быстрому нарастанию бюджетного дефицита.
С тех пор минуло два десятилетия, многие научились адаптироваться в новых условиях. Но, как подмечают работники социальных отделов, примерно 30 процентов их клиентов регулярно, из года в год обращаются за материальной помощью. Сами при этом не предпринимают ничего, чтобы как-то изменить и улучшить свою жизнь.
Часто это люди здоровые, трудоспособного возраста (от 20 до 40 лет), имеющие детей и злоупотребляющие алкоголем. Однако есть и такие, кто не пьёт, не ведёт асоциального образа жизни, но предпочитает не работать.
Многие никогда и не пробовали трудоустроиться, даже не имеют трудовых книжек. Рекомендации специалистов найти дело, устроить детей в детский сад (на льготных условиях) не выполняют, предпочитая жить на пособия, которые гарантированы им и их детям законами. Эти индивидуумы хорошо знают, куда следует обращаться за поддержкой. Их позиция — государство нам должно.
Некоторые не довольствуются тем, что выделяется им на местном уровне. Они периодически пишут в вышестоящие инстанции жалобы, кочуют по стране в поисках лучшей доли. Такое содействие, как, например, предоставление детям бесплатных путёвок в дошкольные образовательные учреждения или оздоровительные лагеря, бесплатные обеды в школах, во внимание не принимается вообще. Реальной помощью считаются исключительно живые деньги в руки.
— Наше государство само провоцирует рост социальных иждивенцев, — считает индивидуальный предприниматель из Барабинска Галина Стопаренко. — Возьмем «материнский капитал». Для кого-то эти деньги не имеют большого значения, это разовая сумма, предназначенная для определенных целей. Для кого-то — еще один способ добывания средств. Поверьте, даже у нас, в небольшом населенном пункте, знают способы их обналичить.
Есть ли толк от серого великана?
Социальная помощь предназначается для того, чтобы поддержать человека, оказавшегося в затруднительном положении, но не обеспечивать его всю жизнь.
Ссылаясь на опыт, социальные работники говорят, что те семьи (в том числе и многодетные), которые действительно попали в непростую жизненную ситуацию, редко прибегают к вспомоществованию государства — им стыдно и неудобно. Они ищут работу, совмещают несколько профессий, подрабатывают, выращивают овощи на огороде, собирают и заготавливают грибы и тем самым обеспечивают своих детей. Кто-то из многодетных требует от властей квартиру, кто-то просит землю, чтобы построить дом и завести хозяйство…
Те, кто действительно ищет работу, достаточно быстро ее находят, порой в другом селе или городе. В 2011 году в центры занятости населения Новосибирской области обратились почти 90 тысяч человек, 66 тысяч трудоустроились в течение 11 месяцев. 1300 безработных благодаря программе содействия самозанятости организовали собственное дело.
Жительница Новосибирска Елена Бродникова открыла ателье по пошиву и ремонту одежды на площади Маркса. Умение шить помогло не остаться без куска хлеба и переехавшей из Краснодарского края в Мошковский район Анне Миронец, бывшей когда-то дирижером оркестра народных инструментов.
Кролики — одна из перспективных форм бизнеса на селе. К такому выводу пришла семья Терентьевых из Убинского района. На полученную субсидию — 73 тысячи рублей — были приобретены двадцать маток породы серый великан и материал для клеток. Сейчас кролиководы готовятся к расширению бизнеса.
В России нет таких социальных выплат, которые бы, как в развитых странах, позволяли безбедно жить. У нас, например, величина пособия по безработице колеблется сейчас от 850 до 4900 рублей. Однако и на такие деньги ухитряются существовать, годами отказываясь от предлагаемых вакансий (маленькая зарплата, грязная работа). Один садится на плечи родственников, другой неофициально подрабатывает, не слезая при этом с шеи государства и забывая, что если обман раскроется, придется вернуть полученные незаконным путем деньги. Таких случаев в 2011 году зарегистрировано более 460.
Адрес точный
Сегодня общество объективно заинтересованно в снижении социальной нагрузки на бюджет, в более рациональном использовании выделяемых государством средств. Начался постепенный переход от «отцовской опеки» к адресной системе социальной политики.
— Мы должны помогать тем, кто уже не может работать, тем, кто еще не работает, и людям с ограничениями по здоровью. То есть пожилым, детям и инвалидам, — подчеркивает министр социального развития Новосибирской области Сергей Пыхтин.
Министр считает, что для адресной государственной помощи нужна единая база данных граждан, имеющих право на ее получение. На территории нашего региона с этой целью уже внедряются новые управленческие технологии. Среди них — информационная система сбора, обработки и хранения данных «Социальный паспорт гражданина».
Решается вопрос поэтапного отказа от предоставления социальных гарантий по категорийному принципу, то есть в зависимости от формальной принадлежности человека к той или иной социальной группе. На осуществление социальных программ выделяются миллиарды, и важно, чтобы они не превратились в стимул к иждивенчеству. Например, до недавнего времени некоторые родители малолетних инвалидов вели себя, как настоящие кукушки: помещали детей в дома-интернаты и забывали о них. При этом получали и спокойно проживали ребячьи пенсии.
К категории лиц, социальные гарантии которых также требуют коррекции, относятся и люди, большая часть жизни которых прошла в местах не столь отдаленных. Многие из них долгое время бродяжничают, не хотят и не умеют трудиться.
Актуальным инструментом преодоления иждивенчества становится и система «Социальный контракт». Этот проект второй год реализуются в Новосибирской области, давая возможность малообеспеченным семьям с помощью стартового капитала встать на ноги. За девять месяцев прошлого года единовременную материальную помощь в размере двух миллионов рублей на основе «Социального контракта» получили 93 семьи.
Социальное иждивенчество — серьезная проблема, экономическая, психологическая, моральная, наконец. Все мы помним притчу об удочке, которую лучше вручить бедняку, научив рыбачить, нежели преподнести к его столу кастрюльку горячей ухи. Сегодня ее на вооружение берет государство, переходя от политики «социальной благотворительности» к политике «социальных инвестиций».
ЦИФРА
В 2011 году на меры социальной поддержки в Новосибирской области израсходовано около 10 миллиардов рублей, на оказание единовременной материальной помощи — более 50 миллионов.
ФАКТ
Для многодетных семей, воспитывающих пять и более детей, на территории Новосибирской области установлены дополнительные меры социальной поддержки: бесплатный проезд для одного из родителей, увеличение до 50 процентов размера компенсации на оплату коммунальных услуг, первоочередное предоставление путевок в детские учреждения.