Почему полиция уходит в «глухую оборону»
Диалог вместо докладов
После первого, организационного, собрания, на котором были образованы три комиссии — по общественному контролю и этике, по общественной экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся деятельности органов внутренних дел, и комиссия по взаимодействию с гражданами, общественными организациями и СМИ — ко второму члены общественного совета подошли во всеоружии, как и обещал председатель Иван Индинок — с «настроем не на формальную деятельность, а на серьёзную и плодотворную работу».
Был подготовлен и представлен план работы совета на первый квартал 2012 года, включающий в себя множество мероприятий. Но председатель совета решил поступить неформально, справедливо полагая, что не только общественность должна высказывать свои пожелания и требования сотрудникам правоохранительных органов, но и другую сторону услышать было бы неплохо. В итоге вместо докладов и отчётов сразу завязался диалог.
Заместитель начальника Главного управления МВД РФ по СФО Александр Никитин отметил, что формирование негативного образа сотрудника милиции, а теперь полиции, продолжавшееся много лет, можно признать, увенчалось успехом. Дошло до того, что даже на троекратно увеличенную зарплату лейтенанта (с 2012 года она в среднем будет около 40 тысяч рублей. — Прим. В.З.) практически никто не идёт, думая, что в полиции работают одни «оборотни» и взяточники. У подавляющего большинства граждан в памяти навсегда отпечатался образ майора Евсюкова, а про начальника специального отряда быстрого реагирования ГУ МВД РФ по СФО знают единицы. А между тем таких, как полковник Виктор Ващук, по всей России чуть более десяти человек. Человек беспримерной отваги, кавалер трёх орденов Мужества, настоящий командир, который ради спасения жизней подчинённых без оружия пошёл в логово боевиков, прекратив многодневный кровопролитный бой.
Зато на экранах телевизоров крутые опера лихо решают вопросы, стреляя налево и направо, в то время как в реальной жизни сотрудник полиции достаёт пистолет только в самом крайнем случае, когда другие методы уже не действенны.
— Часто аспекты оперативно-розыскной деятельности, особенно по серьёзным, представляющим повышенную опасность для общества делам, засекречены до самого последнего момента, — отметил генерал Никитин. — Все детали можно раскрывать лишь тогда, когда преступники осуждены. Поэтому часто полиция держит глухую оборону, не отвечая на нападки непрофессионалов и злопыхателей. Поэтому я надеюсь, что общественный совет поможет не только контролировать работу полицейских, но и объяснять гражданам некоторые специфические моменты нашей работы.
Жалоба как подарок
В Сибирском банке Сбербанка России существует настольная книга топ-менеджеров — «Жалоба как подарок». Член Общественного совета при ГУ МВД по СФО, председатель банка Владимир Ворожейкин сам примерно раз в месяц общается с клиентами на своей страничке в соцсети и убеждён, что и для полиции жалобы не должны быть поводом кого-то показательно отчитать, наказать, уволить, а, наоборот, стать неоценимым подарком. Зачем заказывать дорогостоящие исследования, если вот они, бесплатные подсказки, только возьми и воспользуйся.
Тема, затронутая Ворожейкиным, получила своё развитие. Технологии сейчас таковы, что с помощью интернета создать ресурс, на котором общественность может оставлять свои жалобы, пожелания и предложения общественному совету (читай — полиции) проще простого.
Словом, необходимо сделать всё возможное, как выразился один из участников собрания, чтобы «заполнить информационный вакуум и сократить дистанцию между населением и полицией». Ведь говорят, что народ имеет ту власть, которую заслуживает. А значит, улучшение имиджа и укрепление рядов полиции также дело общества.