USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Путеводный спутник

Павел КРАСИН
GPS-навигатор с пятидюймовым дисплеем можно удобно закрепить на лобовом стекле автомобиля. Фото с www.hwp.ru
GPS-навигатор с пятидюймовым дисплеем можно удобно закрепить на лобовом стекле автомобиля. Фото с www.hwp.ru

Наш или не наш?
История спутниковой навигации началась в 1978 году, когда в США был запущен первый спутник навигационной системы NAVSTAR-GPS. В 1991 году на вооружение армии США поступили первые портативные навигаторы. По габаритам они были сравнимы с аудиоплейерами и отлично проявили себя во время войны в Персидском заливе. На основе этих образцов были сделаны навигаторы для гражданского использования, и к концу 1990-х купить этот прибор мог любой житель США. В нашей стране альтернативу GPS — ГЛОНАСС — начали развивать в 1982 году, а в полную силу система заработала почти 30 лет спустя. Поэтому неудивительно, что большинство гражданских навигаторов используют американскую систему GPS.

— Аппаратов, поддерживающих ГЛОНАСС, очень мало, и в основном это навигаторы, совмещающие поддержку GPS и ГЛОНАСС, — утверждает Алексей Голиков, продавец-консультант компании, торгующей навигационным оборудованием. — Эти системы не мешают друг другу и работают одновременно. Использование таких аппаратов снижает риск того, что, находясь где-нибудь в тайге, человек не сможет определить свое местоположение. Если по какой-то причине не будет работать GPS, он воспользуется системой ГЛОНАСС, и наоборот. Хотя GPS на территории нашей страны работает вполне хорошо.

В продаже есть приборы как от профильных, навигационных, компаний — таких как Garmin или Mio, так и от производителей портативной электроники — например, Nexx и Explay. Устройства от последних брэндов имеют массу дополнительных функций — могут показывать фотографии и воспроизводить музыку и видео. Сравните: навигатор Nuvi 205 от профильной фирмы Garmin стоит 4 300 рублей, а модель NNDV-650 от компании Nexx — 3 300 рублей. При этом последняя модель обладает большим экраном и множеством развлекательных функций. Но насколько они надежны?

Профильный лучше
— По надежности многофункциональные навигаторы не уступают специализированным, и вся разница в цене обусловлена их точностью и удобством работы, — отмечает Алексей Голиков. — Специализированные навигаторы отличаются более мощной электронной начинкой и большим удобством, ведь они разработаны именно для комфортной навигации. Программы быстрее работают и определяют местоположение, а карты намного подробнее.

Отметим, что карты местности в современных навигаторах не просто отображают дороги или ориентиры. На них указаны так называемые путевые точки — достопримечательности, рестораны, бензоколонки и так далее — все, что может пригодиться вам в путешествии. Добавлять путевые точки можно и самому.

Определившись с брэндом, нужно обратить внимание на диагональ дисплея. Миниатюрные экраны в 3,5 дюйма, которыми подчас оснащены недорогие навигаторы, не очень удобны. Изображение слишком мелкое, чтобы сверяться с ним на расстоянии вытянутой руки, не отрывая взгляда от дороги. Горизонтальный пятидюймовый дисплей в машине гораздо удобнее, а вот семидюймовый уже великоват.

И третий важный параметр — прочность корпуса. Бюджетные навигаторы защищены от влаги или ударов не сильнее обычного мобильника, поэтому падение на лед или в воду может окончиться для них плачевно. Более дорогие модели имеют противоударные и влагостойкие корпуса — правда, и цены на них приближаются к 8 000 рублей.

Всё дело в питании
Заметим, что каждый навигатор имеет два режима включения, называемых холодным и горячим стартом. Холодный старт занимает от полутора до пяти минут, пока навигатор получает последние данные со спутников и определяет свое местоположение. Как правило, он происходит после первого включения прибора или после того, как прибор был долгое время выключен. Горячий старт занимает менее десяти секунд и происходит в случае, когда навигатор работал, но по каким-то причинам отключился. Если быстро восстановить питание навигатора, то он почти сразу продолжит работу, ведь полученные со спутников данные и координаты прибора не успели потерять актуальность.

Наконец обратите внимание на питание GPS-навигатора. Тем, кто не собирается надолго покидать город, подойдут модели со встроенными аккумуляторами — их можно зарядить от компьютера или розетки, как обычный сотовый телефон. Если вы собираетесь использовать навигатор в машине, то вам пригодится шнур для зарядки прибора от автомобильного прикуривателя. А вот туристам, отправляющимся в лес «за туманом и за запахом тайги», нужно выбирать навигатор с питанием от сменных аккумуляторов или батареек, которые можно купить в любом газетном киоске.

Едем по карте
После такой теоретической подготовки пришло время протестировать GPS-навигатор в полевых условиях. В этом мне помог мой старый товарищ Андрей, который недавно стал счастливым обладателем автомобиля «Жигули». Денег от покупки машины осталось совсем немного, поэтому и навигатор Андрей приобрел бюджетный — за 3 200 рублей. Пунктом А для нас стал рабочий поселок Линево, пунктом Б — вокзал Новосибирск-Главный.

В дороге навигатор проявил себя хорошо. Проложив кратчайший путь через Искитим и Бердск, прибор вывел маршрут на Старое шоссе и улицу Большевистскую города Новосибирска. С восьми утра и до половины десятого на улице Большевистской обычно вялотекущая пробка — люди едут в центр города из Бердска, Академгородка и Первомайского района. Навигатор указал, что пробка имеет место, но не предложил альтернативных вариантов пути, хотя можно было проехать в город через Первомайский район, свернув с главной магистрали и преодолев участок пути через частный сектор. Возможно, это помогло бы нам сэкономить немного времени, несмотря на то, что пришлось бы проехать чуть большее расстояние. Навигатор же рассчитал кратчайший путь по Большевистской, хотя и указал, что пробка есть.

— То, что навигатор не предложил объездные пути, не так уж и важно, — полагает Андрей. — Пробки могут возникнуть где и когда угодно, проскочить их можно довольно быстро. С навигатором мы хотя бы узнали, насколько протяженная эта пробка и с какой скоростью двигаются автомобили. А без возможности сразу определить, где ты находишься и где находится то, что тебе нужно, начинающим водителям, по-моему, лучше из дома не выезжать.

ЦИФРА
Обслуживание системы спутниковой навигации GPS ежегодно обходится США в 400 миллионов долларов.

Фотографии статьи
Некоторые GPS-навига- торы и в пиве не утонут, и хозяина до дома доведут. Фото с www.hwp.ru
Некоторые GPS-навига- торы и в пиве не утонут, и хозяина до дома доведут. Фото с www.hwp.ru
GPS-навигатор с пятидюймовым дисплеем можно удобно закрепить на лобовом стекле автомобиля. Фото с www.hwp.ru