Дорога не прощает небрежности
Всё покажет, всё измерит
Готовься к зиме не готовься, а обильные снегопады всё равно каждый год задают жару дорожным службам и местным властям. Чтобы на трассах области легко было и пройти, и проехать, специалисты стараются постоянно наращивать опыт борьбы с зимней стихией. Скажете, кому как не сибирякам быть безоговорочными экспертами в этих вопросах? Это так, но поучиться есть чему, причём у скандинавов. Климат у них, конечно, помягче нашего, но снега тоже предостаточно. К тому же новых технологий не занимать. К примеру, в Финляндии используются небольшие комплексные метеостанции, при помощи которых можно вести постоянное наблюдение за трассой. Оборудование фиксирует коэффициент сцепления с дорогой, видимость, температуру воздуха и дорожного полотна и многие другие параметры, также с его помощью можно производить видеонаблюдение. Об этом специалист Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Алексей Конкин рассказал депутатам комитета по транспортной, промышленной и информационной политике регионального Законодательного собрания в ходе заседания круглого стола по теме «Зимнее содержание автомобильных дорог».
— При огромной территории мы пользуемся в основном телепрогнозами. Этого недостаточно ни для дорожников, ни для водителей, которым необходимо ориентироваться на погодную ситуацию. Ведь у нас бывает огромный перепад температур: можно выехать из Новосибирска при нуле градусов, а в Барабинск приехать уже при минус 30. Такие экстремальные погодные условия сильно влияют на аварийность, а в результате вдоль дорог нередки страшные картины с изувеченными перевёрнутыми машинами в кюветах, — сказал председатель транспортного комитета Сергей Титков.
Эффект девяти тракторов
О нередко именуемой в народе «зимней» соли многие современные средства массовой информации сказали уже немало. Да и простой житейский опыт порой показывает: и обувь от неё портится, и автомобилям «здоровья» не прибавляется.
Весьма противоречивые чувства вызывает применение химреагентов, особенно в больших мегаполисах, так как посыпают ими зимние дороги порой чрезмерно. А ведь дорожные смеси, уверен Сергей Титков, активно влияют на экологию и могут в будущем повлечь большие проблемы у наших детей и внуков. Не случайно те же финны отказываются от химических реагентов, находят другие пути содержания трасс. У них на большинстве дорог допускается снежный накат, который для улучшения сцепления посыпается гранитной крошкой. У нас же снежные накаты на дорогах недопустимы — нормативы жестче.
Но, по мнению руководителя ООО «Строители дорог Сибири» города Куйбышева Александра Бузениуса, химреагенты, как испокон веков, так и в современности, — вещь отнюдь не обязательная. Самый эффективный метод зимней уборки дорог — своевременная механическая очистка, уверен специалист:
— Мы в Куйбышевском районе песко-соляную смесь почти не используем. Девять тракторов нашей организации справляются с зимней расчисткой 100 километров асфальтобетонных дорог. Снег пошёл — мы пошли убирать, и к моменту, когда транспорт выходит на линию, у нас всё готово. Так что содержание дорог без снежного наката можно обеспечить, если на каждые десять километров дорог будет работать один трактор.
Порядок должен быть в головах
Создание комфортных условий на зимних дорогах специалистам даётся нелёгким трудом. Особенно очевидными сложности зимнего содержания становятся в городских условиях, где и проезды извилистее, и машин всё прибавляется. Лишь за 11 месяцев 2011 года в Новосибирской области стало на 46 тысяч транспортных средств больше, и львиная доля увеличения приходится на областной центр.
Именно из-за частных автомобилей в мегаполисах нередко стопорится зимняя уборка. Водители-любители, привыкшие парковаться где придется, в итоге сами себе и, что особенно обидно, пешеходам создают снежные помехи. Уборочная техника не в состоянии помочь освободить дороги от снега, потому что просто не может пробиться сквозь пробки и автомобили, припаркованные на обочинах дорог.
На новосибирских улицах периодически появляются специальные временные знаки, предупреждающие о том, что на данном участке трассы парковаться нельзя, так как здесь планируется уборка снега. В Москве, Санкт-Петербурге и во многих других городах России и ближнего зарубежья в период снегопадов дополнительно устанавливаются переносные дорожные знаки, ограничивающие парковку автотранспорта по четным и нечетным дням. Правда, насколько эти не облагающиеся реальными штрафами правила исполняются — вопрос открытый. Наверное, ввиду такого несовершенства наш регион и не берёт их на вооружение.
— У большинства участников дорожного движения превалирует эгоистичный подход в поведении на дороге. Часто паркуют автомобили только там, где самим удобно, к примеру, именно вплотную к порогу торгового центра, невзирая на то, что это запрещено и может создать проблемы для уборки территории, движения. Регулировать это, я считаю, должно самосознание граждан. Пока же не получается, и каждую ночь для уборки снега в местах парковок в Новосибирске приходится задействовать от трех до десяти эвакуаторов. Со следующего года увеличивается наказание за нарушение правил остановки и стоянки. Это, на наш взгляд, частично позволит решить данную проблему, — считает начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения Новосибирской области Сергей Штельмах.
Куда жаловаться?
Примечателен опыт финнов: полная гласность в решении дорожных проблем. Любой пользователь магистралей вправе высказать своё мнение об их содержании, и оно будет учтено на практике.
У нас с этим всё не так-то просто. При ненадлежащем исполнении работы дорожниками жаловаться, конечно, можно, но, как говорится, если удастся найти концы.
По словам члена транспортного комитета Законодательного собрания Ильи Воронова, если гражданин заметил нарушение: к примеру, после уборки посередине дороги или на её обочинах остался снег, не обеспечены свободные подъезды к обочинам, не расчищены дорожки для пешеходов, жаловаться нужно в подрядные организации, которые непосредственно на местах осуществляют эти виды работ. Также можно обратиться к заказчику, который контролирует и оплачивает дорожные работы и, конечно, имеет рычаги воздействия на недобросовестные организации. Основную массу дорог области, по словам Ильи Воронова, обслуживает Территориальное управление автомобильных дорог, магистрали областного центра — Главное управление благоустройства и озеленения Новосибирска.
ФАКТ
Порядка 12 процентов дорожно-транспортных происшествий происходит в том числе из-за дорожных условий. Точную цифру и степень влияния тех или иных факторов, по словам Сергея Штельмаха, вычислить невозможно, так как порой сотрудники ДПС не в состоянии достоверно определить истинные причины страшных аварий, до неузнаваемости коверкающих автомобили и безвозвратно уносящих человеческие жизни.