USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Время точного диагноза

Вера УТЮПИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Иногда такой подход кажется чрезмерным, но врач прав: нельзя лечить болезнь, не поставив точный диагноз, причем как можно скорее. Еще совсем недавно в областной клинической больнице только мечтали, что результаты назначаемых больным обследований можно будет получать без каких-либо потерь во времени. Сегодня это стало реальностью. Благодаря программе модернизации в начале лета сюда, в отделение диагностики, поступил первый аппарат, ускоривший процесс обработки данных до небывалых скоростей и сведший почти к нулю возможные ошибки, а 15 октября к нему присоединилась вторая современнейшая машина. И это только первые шаги. В планах диагностов — проведение самых сложных наукоемких исследований с помощью новой техники.

Двери кабинета открываются, и нас встречает глухой ритмичный звук работающих механизмов.

— Мы находимся в аппаратной лаборатории клинической биохимии областной клинической больницы, — рассказывает Илья Пикалов, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом лабораторной диагностики. — Перед вами два биохимических аналитических анализатора, самые совершенные на сегодня в здравоохранении мира. Стоимость каждого — около 6 млн рублей. Приборы обладают не только уникальными медико-техническими данными, но и очень экономичны, так как требуют совсем небольшого числа реагентов. Им под силу и рутинные методы анализов клинической биохимии, и самые современные. Например, сейчас отрабатывается уникальное тестирование препаратов крови для отдела трансплантологии. На этих анализаторах мы также можем определять массу специфических белков, которые важны для диагностики сложных форм различных заболеваний. Эти машины позволяют обрабатывать целые потоки разнообразных данных.

Помощь без барьеров
Анализы проходят многоуровневую оценку качества и лишь после этого поступают к врачам-клиницистам.

Система двух анализаторов (один в рабочем состоянии, другой в резерве) обеспечивает бесперебойную, круглосуточную работу лаборатории. Оба — роботы, то есть обходятся без вмешательства человека. Но в то же время требуют очень серьезного технического обслуживания. Если один останавливается на техобслуживание, основной поток заявок принимает на себя другой: ни реанимационные, ни операционные блоки, ни другие отделения неотложной медицинской помощи, в том числе роддом, не испытывают задержек с необходимыми анализами.

В областной клинической больнице ежегодно делается около 1 миллиона 200 тысяч биохимических исследований. Сейчас работа организована по методу централизованной лаборатории. Здесь сломаны такие барьеры, как «городское» и «областное» здравоохранение. В рамках программы обязательного медицинского страхования обследуются как пациенты близлежащих поликлиник Новосибирска, так и больные из районов области.
Новое оборудование чрезвычайно производительно: аппараты делают 400 — 450 анализов в час по обычной биохимии и 500 анализов при работе с блоком электролитов. Загруженность одной машины — 12 — 13 часов в сутки.

— Если вспомнить, что парк оборудования не обновлялся здесь примерно с 1997 года, — продолжает Илья Пикалов, — то можете себе представить, в каком приподнятом настроении мы сегодня находимся, как истосковались по серьезной технике. У нас здесь традиционно сконцентрированы очень сложные пациенты, многие поступают из глубинки экстренно, по санавиации, и чтобы лечение шло эффективно, нужна современная, оперативная диагностика. Не зря доктора называют облбольницу передовой здравоохранения. Приведу такой пример: когда я пришел сюда в 1996 году, в отделе клинической биохимии работало в смене 12 врачей и около 15 лаборантов. Все очень напоминало общественную столовую: что-то смешивали, парили, готовили… Сейчас число исследований выросло более чем в 10 раз. А в лаборатории один доктор и четыре фельдшера-лаборанта, остальные перешли во вновь созданные отделы. При этом методы диагностики стали настолько чувствительными, что могут уловить пороговые — очень маленькие — концентрации анализируемых веществ. А это чрезвычайно важно в доклинических формах заболевания.

Самые приятные — сложные задачи
Сегодня лабораторная медицина строится по принципу новейшего завода, где большинство производственных циклов настолько автоматизировано, что сводит до минимума участие в процессе человеческого фактора, исключая тем самым даже случайную погрешность. Приборы по 3 — 5 часов напряженно трудятся без присутствия персонала. И лишь время от времени в аппаратную из смежной комнаты заходит лаборант Татьяна Кузнецова со штативом пробирок в руках.

— Моя задача — аккуратно поставить вот сюда сыворотку, а затем забрать, — показывает она. — Крышка закрывается, нажимается кнопка «старт». В это время через информационную систему передается необходимый пациентам перечень исследований. Сыворотка поступает в анализатор, он в течение нескольких секунд делает замеры и выдает результаты.

Лаборанты в смежной комнате принимают биоматериалы, через компьютерную программу посылают задачи новой технике и отслеживают результаты исследований, которые передают в отделения пока что на бумажных носителях.

Анализаторы сегодня уже подключены к лабораторной информационной системе, а в будущем году она будет интегрирована в общегоспитальную, которая постепенно внедряется в рамках программы модернизации. Тогда результаты анализов будут поступать непосредственно в электронную историю болезни пациента.

— Сегодня в нашем городе такое оборудование есть только в частных клиниках, в муниципальной больнице № 25 и в Институте кровообращения имени Мешалкина. Мы стартовали в этом плане позже, чем наши коллеги из других сибирских городов. Но я уверен, что мы не просто скопируем какие-то вещи у наших соседей, мы сделаем их лучше, доведем до совершенства, — убежден заведующий лабораторией Илья Пикалов. — Перед нами ставятся очень амбициозные планы и сложные задачи, и нам нравится их решать.

ФАКТ
Новые диагностические аппараты в областной больнице проводят 400 — 450 анализов в час.