USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Печка, чек и ГМИ, или Еще раз о правах

Подготовили Дарья ДОРОТОВА и Вадим ГЛУХОВ
Кто поможет покупателю. Инфографика по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя
Кто поможет покупателю. Инфографика по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя

— В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец обязан при предъявлении потребителем требования об устранении недостатка в трехдневный срок предоставить на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами. Однако право потребителя требовать предоставления аналогичного товара относится не ко всей продукции. Постановлением Правительства Российской Федерации № 55 19 января 1998 года утвержден перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. В этот перечень входят автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства, мебель, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла), электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары), гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия. Следовательно, покупатель не вправе требовать предоставления ему СВЧ-печи на время ремонта.

Чека нет и конец?
— Продавец отказал обменять некачественный товар, так как я потерял кассовый чек. Что делать?
Иван, Заельцовский район


— В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», статьёй 493 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом. В случае возникновения спора потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий. Потребителю следует оформить письменную претензию в двух экземплярах в адрес продавца. Если же продавец, несмотря на это, отказывает, необходимо обратиться в суд.

Отстоять свои туфли
— Я приобрёл туфли, гарантийный срок которых 60 дней. По истечении этого времени каблуки оторвались от подошв. Я обратился в магазин с просьбой вернуть деньги, но мне отказали, сославшись на пункт 5 статьи 19 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»: «В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента». Тогда я обратился к экспертам, которые установили, что обувь имеет скрытый производственный недостаток (нарушена технология крепления каблука). Могу ли я вернуть деньги, потраченные на обувь и экспертизу?
Руслан, Октябрьский район


— В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, а также отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе требовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные указанным выше законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Боюсь ГМИ
— У меня маленький ребенок, возраст 6 месяцев, я часто покупаю детские мясорастительные консервы, хотелось бы знать, обязан ли изготовитель указывать на упаковке информацию о степени измельчения продукта и о содержании компонентов из генетически модифицированных источников?
Оксана, Новосибирск


— Существуют жесткие требования по производству продуктов на мясной основе для питания детей раннего возраста. Мясное сырье должно быть получено от скота, выращивание и откорм которого производился без применения стимуляторов роста, антибиотиков и других нетрадиционных кормовых средств. Эти требования предусмотрены ГОСТом Р 52198-2003 «Консервы мясорастительные для питания детей раннего возраста». На потребительской упаковке обязательно должна содержаться информация о степени измельчения продукта (гомогенезированный, пюреобразный или крупноизмельченный), возраст ребенка, способ подготовки к употреблению, дата изготовления, срок годности, а также информация о том, что продукт не содержит генетически модифицированных источников (ГМИ).

Иск подам там, где захочу
— Могу ли я сам выбрать место предъявления иска на организацию (банк). Законно ли, что в кредитных договорах некоторых банков сразу указывают территории в пределах, которых я как потенциальный истец могу подать исковое заявление?
И.И. Деев, ветеран труда


— Истцу предоставлено право по своему усмотрению предъявлять иски о защите прав потребителей по своему выбору: по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения филиала или представительства. Потребители по искам, связанным с нарушением законодательства в сфере защиты прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В кредитных договорах могут встречаться пункты примерно следующего содержания: «В случае невозможности достижения согласия споры и разногласия подлежат рассмотрению в судебном порядке мировым судьей либо судом общей юрисдикции в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством по фактическому местонахождению банка либо его обособленного подразделения». Это является нарушением прав потребителей, поскольку содержание данного пункта лишает истца возможности выбора территориальной подсудности, закрепленной статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и частью 7 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса РФ.

ФАКТ
За пять дней в комитет по защите прав потребителей мэрии Новосибирска и к соответствующим специалистам районных администраций обратилось 922 человека.