Сдачи нет!
— Жвачку можно, пожалуйста?
— Посмотрите без сдачи, я кассу сдала!
— Булочку хлеба за 22…
— Десяток нет…
— У меня тоже…
— Идите молока возьмите, а потом ко мне!
Но мне не надо молока, да и где гарантия, что там тоже только что не сдали кассу. Утром или вечером мне нужна булка хлеба, бутылка воды, пачка сигарет, как бы вредно это ни было. Но везде одно и то же — сдали кассу, нет десяток, да и вообще ходят тут с утра с крупными купюрами. Мелкорозничные торговые отношения становятся всё большей и большей мукой. Причем умом прекрасно понимаешь, что ты как потребитель всегда прав, что поиск сдачи, с какой бы то ни было купюры — проблема сугубо продавца, но ведь нет. Мало того, что тебя не обслужат, так ещё с высочайшей долей вероятности и нахамят.
Аутентичные кондукторши — это вообще песня. Не раз наблюдал молодых и креативных, которые быстро включаются в «игру». Заходит парень в 7.30 утра в автобус и протягивает, к примеру, 500-рублёвую купюру. Сдачи, естественно, нет. Парню же ехать минут 5—7, и по мере того, как конечный пункт поездки приближается, находится и сдача, и много-много «ласковых» вдогонку.
Точно знаю три места, где сдача есть всегда: метро, банки и крупные торговые центры. Ну и кофейные автоматы, пожалуй. Спрашивается, что происходит в ларьках, магазинчиках, автобусах и троллейбусах? И как быть потребителю, если ему отказывают в главном праве — приобретении необходимого товара? Пусть даже он и стоит сущие копейки.
Всё это чётко обозначено в документах, принятых почти 20 лет назад. Официально они опубликованы не были и статуса закона или подзаконного акта не имеют, однако именно на этот документ ссылаются и судьи при рассмотрении различных споров в данной сфере, и органы местного самоуправления при подготовке ими актов местного законодательства.
Первым было письмо Минфина России от 30 августа 1993 года, утвердившее типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Пункт 3.8.1. гласит: «Руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами в количестве, необходимом для расчетов с покупателями».
Кроме того, пункт 38 письма Роскомторга от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» запрещает «предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги».
То есть предполагается, что необходимым условием осуществления расчетов с покупателями является наличие в кассе предприятия торговли разменных денежных средств на протяжении всего установленного времени его работы в соответствии с выбранным режимом.
Всё это, конечно, красиво звучит, но на практике часто не реализуется. Как-то поздно вечером, задержавшись на работе, вызываю такси. Озвученная цена за поездку составляет 350 рублей. Практически подъезжаем, и тут выясняется, что у водителя нет сдачи с 500 рублей. Начинаем останавливаться у каждого придорожного ларька — никто разменять купюру не может. Лишь совершенно не нужная мне в данный момент банка растворимого кофе за 120 рублей открывает заветные «закрома», в которых сдача ЕСТЬ!