Старикам — почёт и уважение
Есть в районе пример
Акционерное общество «Ивановское» по областной программе помощи сельским застройщикам только для семей ветеранов за два года построило 20 новых домов, полностью закрыв вопрос с квартирами для пенсионеров.
Работой по оформлению нужной документации на строительство занимались глава сельсовета Галина Болтунова и ее команда: понятно, что для пожилых людей это явилось бы непосильной задачей. Новые дома возводились на собственных же усадьбах пенсионеров. Никакой перемены места жительства, привычный уклад жизни, только в других, комфортных, условиях. Дома ставили небольшие, общей площадью по 42 квадратных метра. Две комнаты, кухня, санитарный блок и все удобства в доме, вплоть до горячей воды и обогрева квартиры не от печки, а с помощью электрокотла. Стройка велась собственными бригадами хозяйства, при этом на каждый из домов к 400 тысячам рублей из областного бюджета акционерное общество добавило 100 тысяч собственных средств.
— Какие переезды в дома ветеранов? Наши ветераны должны жить достойно здесь, в родном селе, в собственных домах, — убеждена Галина Болтунова. — Это как раз то, что нужно в селе — преемственность поколений, когда молодежь и старшее поколение живут рядом. Когда есть на чьем примере строить собственную жизнь молодым, о ком проявлять заботу, а старшим — кому передать бесценный жизненный опыт. Мы сохраняем то, что всегда было в традициях российских сел — крепкие, разновозрастные семьи, взаимосвязь поколений.
«А квартиру мне не надо…»
Евгении Дмитриевне Мякишевой 86 лет. Восемь лет, как она переехала в Баган из села Лепокурова, где долгие годы учительствовала, и поселилась в доме ветеранов. Не в том, что квартирного типа. В другом, где всего 14 отдельных комнат с выходом в общий коридор. Здесь круглосуточно дежурит персонал, присматривая за пожилыми людьми. Как вдова участника войны Евгения Дмитриевна имеет право на получение отдельной квартиры, но она сама считает, что ей не нужно об этом и думать:
— Я согнутая хожу, одна жить уже не могу, все, что ни сделать, помощь людей нужна. Спасибо власти за заботу, а квартиру мне не надо. У меня в Лепокурово дом был от сельского Совета, я его приватизировать не стала, так сдала в Совет, лишь бы меня в благоустроенное жилье переселили. Детей у нас с мужем не было, родных всех подрастеряли, зачем хлопоты лишние создавать людям, если умру?! Живу тут хорошо. Никто никому не мешает, закрыл дверь в комнату — и ты на своей территории. Персонал душевный, приветливый. Пенсия у меня хорошая, еще за мужа доплачивают, хватает на все, даже побаловать себя деликатесами. Впрочем, не это главное, сама жизнь нравится, пусть даже и такая, как сейчас, в зрелом возрасте с больной спиной.
Тепло большого дома
В селе Казанка располагается дом-интернат интенсивного ухода, где живут инвалиды, утратившие способность самостоятельно себя обслуживать. Отсюда редко кого забирают в родной дом, сюда изредка приезжают родственники, не всегда и на похороны. Ехала в дом милосердия уже со сжавшимся сердцем, ожидая увидеть тяжелую картину. Тем неожиданней предстала территория интерната в последнем ярком разноцветье уходящего тепла. Цветочные клумбы, беседка, лавочки, на хозяйственном дворе развевающееся на ветру отстиранное до голубизны белье. На крыльце пахнуло теплом большого ухоженного дома, а не больничных палат. Порядок кругом. На кухне чистенькие стопки посуды, в столовой возле общего стола только шесть стульев. По числу тех, кто может прийти самостоятельно в столовую, остальным пятнадцати еду разносят в палаты, некоторых еще и кормят с ложечки.
Обхожу палаты, отмечая про себя домашнюю обстановку казенного дома. В комнатах проживают по два человека. Мария Владимировна Латышева попала сюда после ампутации конечности. Когда-то был у нее муж, дочка есть и сейчас, живет в другом городе с семьей, иногда навещает мать. Горько плачет при встрече, но забрать из интерната и не обещает. Мария Владимировна оправдывает дочь:
— Она работает на ответственной должности, кто со мной будет возиться? Людей нанимать? Зять был военным, уволился, но тоже работает, внуки большие, учатся в институте. Мешать им всем буду. Мне здесь хорошо: и кормят, и смотрят. Вон у моей соседки четыре сына в Москве живут, а о матери не помнят.
Соседка по комнате, Мария Александровна Минакова, робко пытается возразить, но как, если полностью потеряла память и имя свое вспоминает через раз?! Ее привезли из неблагополучной семьи каких-то дальних родственников, где она ютилась в жалком уголочке и нужна была там не она сама, а ее пенсия.
— Уже сколько живет у нас, так и не привыкла спать нормально, сворачивается в комочек, все места пытается меньше занять. Видно, долго не ходила, мышцы ног атрофировались полностью.
Это в своем кабинете уточняет для меня заведующая отделением дома милосердия Татьяны Тулегенова. И продолжает:
— Родные редко навещают наших постояльцев, а они есть почти у всех. Иногда нам звонят, интересуются, есть ли какие сбережения, наследство у бабушек. При хорошем уходе, питании мы редко хороним наших подопечных. Стараемся не только в силу служебных обязанностей от души заменить им потерянные семьи.
Последняя надежда — помощь власти
В Баганском районе еще 26 человек хотели бы переселиться жить в дома ветеранов. Из них 11 — семейные пары. Жилищная комиссия органов социальной защиты сочла их пожелания обоснованными. Глава района Василий Пронькин считает:
— Если родители остаются на старости лет без опеки детей, не важно по какой причине. Бывает, руководители предприятий забывают о своих бывших работниках, не решают их жилищных проблем. Но государственная власть так относиться к людям не должна и не может. Нам нужно построить еще один дом ветеранов семейного типа в Багане, где люди смогут достойно жить на старости лет.
Около 150 человек из пяти тысяч пенсионеров живут или нуждаются по условиям жизни в переезде в дома ветеранов в районе. Но нет среди них тех, кого надо переселить или уже переселили из Ивановки. Значит, проблема вполне решаема. Никакие программы возрождения села не помогут, если не будет в них примера бережного отношения к старикам. Это поняли в Ивановке и дорожат соседством, общением со своими ветеранами.