USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Новый импульс для отрасли

Татьяна ШИПИЛОВА
В киномонтажной. Фото с сайта www.kopell.ru
В киномонтажной. Фото с сайта www.kopell.ru

Известно, что, несмотря на все сложности последнего двадцатилетия, Новосибирск как культурная столица небезуспешно пытается сохранять звание одного из киноцентров страны. У нас существует и даже прирастает новыми именами широко известная за пределами России школа документалистики, делаются конкретные шаги по созданию кино художественного, ежегодно проводится уникальный — международного статуса — фестиваль документального кино «Встречи в Сибири». Вместе с тем известно, что кинопрокат в нашей стране в настоящее время в основном частный, ориентированный лишь на кинотеатры мегаполиса. И по этой причине большие порой проблемы возникают с кинопоказом в сельской местности.

Однако именно в темном сельском кинозале под стрёкот обычного проектора, когда по белому 2D-полотну двигаются герои выученных наизусть фильмов, гораздо острее, чем в полуторамиллионом городе, ощущается, что кино — это не просто шуршание попкорна, спецэффекты и система климат-контроля с мягкими убаюкивающими креслами, а прежде всего искусство, окно в мир, которое в глубинке было и остаётся одним из главных. И что не менее важно, кинозал — место культурного досуга, где люди могут собраться и сопереживать этому искусству вместе, что называется, на миру…

Сам себе кинопрокат?
По словам министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой, во многом виновато в сложившейся ситуации ошибочное мнение (в том числе и среди представителей властных структур), что, мол, современные технологии — цифра, спутник, кабель — вполне обеспечивают сегодня глубинку киновпечатлениями. А поскольку в настоящее время функция кинопоказов входит в сферу деятельности муниципалитетов, некоторые их главы решили, что могут просто купить видеоаппаратуру, лицензионные диски и показывать любую кинопродукцию в залах бывших кинотеатров и клубах. И даже не брать за просмотр деньги. Но это бесхитростное решение организации коллективных просмотров, подчеркнула министр культуры, вступает в противоречие с четвертым разделом Гражданского кодекса РФ об авторских правах и, следовательно, незаконно.

Поэтому и существует в области такая госструктура — «Новосибирсккиновидеопрокат» (НГКВП), имеющая лицензию на подобную деятельность — публичный кинопоказ в любой точке области и штат специалистов. А поскольку это госструктура, то и задачи перед ней стоят государственные. В ее функции входит методическая и просветительская работа по продвижению фильмов, которые непременно должны способствовать не только развитию эстетического вкуса зрителей, но в конечном счете их патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. С этой целью она ориентирована на показ отечественных фильмов, творческие встречи с их авторами и актерами. Безусловно, лучшие образцы зарубежного кино также в поле зрения НГКВП, и в данном случае для их отбора важны позиция режиссера, художественные и духовно-нравственные критерии его творчества. Невозможно переоценить и социальную составляющую работы этого учреждения, а также познавательно-просветительскую работу со школьниками.

Плюс «Интерра»
Новое дыхание работе «Новосибирсквидеокинопроката», по мнению министра, должна придать именно долгосрочная целевая программа «Культура Новосибирской области». Она станет тем механизмом, который будет развивать отрасль комплексно и на современном уровне. В частности, в ней заложена возможность создания киноархива нашего региона, что чрезвычайно важно в связи с приближающимся юбилеем области. Также предусматривается создание телепередач, видео- и документальных фильмов о культуре Сибири.

Какие проекты, кто и как будет осуществлять, каким образом они дойдут до зрителя — эти и другие вопросы (например, какие фильмы закупать в прокат) будет решать вновь созданный при министерстве экспертный совет по кинематографии и кинопрокату. А возглавила его авторитетнейший среди профессионалов новосибирский режиссер-кинодокументалист Элла Давлетшина. Она же — бессменный президент фестиваля «Встречи в Сибири».

Кстати, первый масштабный опыт такого сотрудничества фестиваля с кинопрокатом был успешно реализован в прошлом году. В числе прочих результатов — показ фильмов новосибирских документалистов и встречи с ними проходили в зале НГВПК «Синема», во время фестиваля кинопрокатчиками была закуплена для демонстрации в районах области копия фильма «Воробей» Юрия Шиллера.

На нынешний год планы еще более обширные и интегрированные, так как и кинопрокат, и «Встречи в Сибири» примут непосредственное участие в молодежном инновационном форуме «Интерра», точнее в культурной части его программы. Для фестиваля это предполагает некоторую смену формата. По словам Давлетшиной, он становится молодежным: будет предпринята попытка работать по методу пермской «Флаэртианы», а также совместно с крупнейшими вузами Новосибирска — внедрения медиаобразования в учебный процесс.

СПРАВКА
«Флаэртиана» — фестиваль документального кино, в фильмах которого герой проживает на экране часть своей реальной повседневной жизни. Такой режиссерский метод в фильме «Нанук с Севера» (1922) впервые использовал американец Роберт Флаэрти, давший фестивалю имя.

ЦИФРА
На реализацию программы «Культура Новосибирской области» за пять лет планируется выделить из областного бюджета около 3,6 миллиарда рублей.

Фотографии статьи
Фестиваль «Встречи в Сибири-2010»: Элла Давлетшина и Инна Остроменская; Юрий Шиллер — интервью перед премьерой фильма «Воробей». Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ
Фестиваль «Встречи в Сибири-2010»: Элла Давлетшина и Инна Остроменская; Юрий Шиллер — интервью перед премьерой фильма «Воробей». Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ