Огород у дороги
На пенсию не разгуляешься
Одна из самых проблемных точек уличной торговли в Новосибирске — площадь Маркса. Как и во всех других районах мегаполиса, проверки здесь проводят специалисты Управления потребительского рынка мэрии и районных администраций, сотрудники Управления федеральной миграционной службы, Россельхознадзора и управления внутренних дел. А что, собственно, нарушают «коробейники»?
Тысячи людей проходят мимо продукции огорода, разложенного пенсионерками на деревянных ящиках. Торговый рядок отделяет от проезжей части и трамвайных путей буквально три шага. Транспортная копоть и пыль оседают на продуктах, поэтому покупать здесь что-нибудь — подвергать себя риску отравления. Но продавцы в качестве товара не сомневаются — «всё же натуральное, со своих грядок!».
— На 35 рынках в Новосибирске около тысячи (15 процентов) рабочих мест предоставляют людям, выращивающим продукцию на дачных и приусадебных участках, чтобы они могли продать излишки своего урожая, — объясняет пенсионерам Елена Слюсарь, старший инспектор отдела потребительского рынка администрации Ленинского района Новосибирска. — Кроме того, круглый год в каждом районе города проводят ярмарки и расширенные продажи сельскохозяйственной продукции. Здесь, в Ленинском районе, десять рынков, где есть и бесплатные места, и льготные — с оплатой десять рублей.
Давать подобные консультации Елене Ивановне приходится практически каждый день. При этом протоколы на пожилых продавцов никогда не составляют и, соответственно, штрафы не предъявляют. Должно быть, поэтому лотков с овощами на той же площади Маркса меньше не становится.
— Я пришла на Ленинский рынок, и там с меня потребовали 70 рублей, — пожаловалась маленькая старушка. — Вы придите туда и спросите таких, как мы: там все столько за место отдавали.
Валентине Ивановне 75 лет, а на пенсию в России сильно не разгуляешься. От продажи лишних помидоров-огурцов в день она может выручить около 150 рублей. Очевидно, что отдать половину потенциального заработка (считай, половину продукции) просто невозможно. Однако для старшего инспектора потребительского рынка такие тарифы на одном из подконтрольных рынков — новость. Елена Ивановна неподдельно удивлена, некоторое время она обдумывает услышанное.
— Мы будем разговаривать с руководителем Ленинского рынка, — заключает она. — Нужно выяснить, так ли это. В любом случае, если пенсионер обратится к нам, мы поможем ему занять место на муниципальном рынке за десять рублей.
Право нужно подтвердить
Бабушки с зеленью — на самом деле цветочки той рыночной толчеи, которая стихийно возникает ежедневно на площади Маркса. Буквально на каждом углу можно здесь встретить тех, кто торгует «всем по десять» и урожаем явно не местного производства.
Когда в начале 2011 года штрафы за несанкционированную торговлю для должностных лиц увеличили до трёх тысяч рублей (вместо прежних одной-двух тысяч рублей), для юридических лиц — до 15 тысяч рублей (вместо пяти-десяти тысяч рублей), административное наказание для физических лиц не изменилось и осталось в пределах трёхсот-тысячи рублей. Между тем для тех, кто занимается незаконной торговлей изо дня в день с утра до вечера, эти штрафы незначительны. Часто недобросовестные продавцы возвращаются на свои рабочие места, имея за плечами несколько составленных на них протоколов и не всегда оплаченных штрафов. Во время очередного рейда проверяющая комиссия встретила такого в Ленинском районе.
На двух прилавках у невысокого смуглого мужчины разложены мёд и разные хозяйственные мелочи. На вопросы инспекторов продавец реагирует спокойно, говорит мало, отвечать старается односложно. Предъявить разрешение на торговлю и паспорт он не может, а без них протокол на месте составить нельзя. Однако нарушитель, вынув из внутреннего кармана куртки сложенный вчетверо сильно помятый листок, протягивает его представителю правоохранительных органов. Это протокол, составленный за торговлю в неположенном месте всего пять дней назад. Теперь незадачливому торговцу придётся проехать в отделение полиции, где ему выпишут ещё один штраф.
Проверяя излюбленные места нелегальных торговцев, специалисты отмечают, что лотков и палаток стало меньше. Благодаря каждодневным проверкам, уверены они. А вот местные жители придерживаются другого мнения. «Да они все разбежались!» — возмущаются прохожие, и эта версия выглядит правдоподобнее. Принцип сарафанного радио в таких случаях срабатывает чётко, хотя «сигналы» доходят не до всех.
Подходим к продавцу фруктов. Разрешение на торговлю у него было, но срок его действия истек десять дней назад. А вот подтвердить безопасность фруктов он не мог даже просроченными документами. По его словам, они находятся у хозяина точки, которому продавец пытался дозвониться. Торговца заставляют «свернуться» и забирают в отделение. По мнению инспекторов, эффективным методом в борьбе с несанкционированной торговлей могла бы стать конфискация предметов административного правонарушения — палаток, фруктов, овощей и другого товара, но действующим законодательством такая возможность не предусмотрена. Поэтому после оформления фрукты вернут и, скорее всего, они снова окажутся на прилавке.
— Я считаю, что мы делаем всё возможное в таких ситуациях, — прокомментировала Елена Слюсарь. — Но если бы не было спроса, не было бы и предложения. Люди покупают фрукты и овощи на улицах, потому эти стихийные несанкционированные места и возникают.
Конечно, каждый новосибирец имеет право потребовать у продавца документы на товар, но делают это единицы.
Сэкономить на аренде
Отношение к уличной торговле не совсем однозначное. Действительно, торгуют на улицах незаконно. Но большинство продавцов — пенсионеры, пытающиеся заработать небольшую прибавку к пенсии. Кроме того, многие новосибирцы довольны тем, что по дороге с работы они могут прикупить у бабушек петрушку-морковку. Но с позиции закона любой человек, вышедший с пучком укропа на уличный базар, уже нарушитель. Власти с ними борются ежегодно и повсеместно (поверьте, это проблема не только площади Маркса, и даже не только города Новосибирска, таких «нелегалов» полно и в Москве). Но воз и ныне там. В то же время места на рынках, о которых говорит пожилым продавцам Елена Слюсарь, — решение проблемы.
— Торговые места для дачников и садоводов есть практически на всех рынках Новосибирска, — прокомментировал Ленсталь Машковцев, председатель Новосибирского областного союза садоводов. — Я сам проверял некоторые из них: свободные места там всегда есть, даже на Центральном рынке. В основном садоводы везде могут продавать свою продукцию бесплатно. Кроме того, предусмотрен ряд мест по льготным ценам.
То же можно сказать и о сельскохозяйственных ярмарках. Здесь и условия совсем другие — у дороги сидеть не нужно, от полиции бегать. Однако, придя на рынок, необходимо предъявить членскую книжку садовода. Она послужит доказательством, что, к примеру, картошка, которую хотят продать, выращена на личном участке, а не куплена в ближайшем супермаркете.
Подробно о местах на рынках и сельскохозяйственных ярмарках можно узнать на сайтах мэрии Новосибирска и Новосибирского областного союза садоводов.
СТАТИСТИКА
По данным Управления потребительского рынка мэрии Новосибирска, в первой половине 2011 года специалисты районных администраций совместно с сотрудниками Управления внутренних дел по Новосибирску, Управления федеральной миграционной службы по Новосибирской области и Управления ветеринарии Новосибирска провели более двух тысяч рейдов, в результате которых составили около 1,3 тысячи протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафов — более одного миллиона рублей. Кроме того, за первый квартал 2011 года полностью ликвидировали несанкционированную торговлю по 68 адресам.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Георгий МЕЛЬНИКОВ, государственный инспектор Россельхознадзора по Новосибирской области:
— Торговля сельскохозяйственной продукцией на улицах и площадях представляет угрозу для здоровья покупателей. Содержание вредных веществ в овощах и фруктах, купленных на обочине, превышает допустимые нормы. Даже если разрешение на реализацию какой-то партии продуктов имеется, сказать наверняка, что это те самые плоды, нельзя.