Высококаблучные отношения
В том, что высокая цена туфель не гарантирует качество такого же уровня, наверняка все убеждались неоднократно. Да и место покупки особой роли не играет: своими глазами не раз видела на рынках и в магазинах одни и те же модели обуви. Однако получить на барахолке гарантийный талон и чек невозможно по умолчанию, да и не все в совершенстве владеют искусством балансировать на одной ноге во время примерки. Магазины со своими удобными стульчиками-банкетками, улыбчивыми продавцами, безветрием и сухостью прельщают куда больше. Но и там нужно держать ухо востро.
Двое из ларца
С моей коллегой на днях приключился курьёзный случай, когда она выбирала туфли в торговом центре.
— Захожу в магазин и примеряю понравившуюся пару 38-го размера, — рассказывает она. — Красивые, с удобной колодкой, сидят идеально. Но из-за высокой цены решила посмотреть другие варианты. Заглядываю в соседний магазин — точно такие же туфли, но на 600 рублей дешевле. Надеваю свой размер — малы. Прошу принести 39-й, но они на ноге сидят уже совершенно по-другому: колодка неудобная, швы кривые, внутри искусственная кожа. А на полке две пары рядом поставь — не отличишь!
Выбор обуви следует начать с осмотра одновременно двух полупар. Соединяем их пятками друг с другом и сравниваем высоту каблуков (как ни парадоксально, но иногда они различаются более чем на сантиметр), затем высоту носовых частей, расстояние от подошв до начала вшитых замков-молний (у сапог). Затем проверяем задние швы. Они должны быть ровными, сшитыми стежками два-три миллиметра. Если стежок меньше, при носке возможен разрыв.
Посмотрите на обувь сбоку и убедитесь, что полупары стоят устойчиво и на всей поверхности каблуков, иначе легко сломать супинаторы. Помните, что лишние декоративные швы (особенно в местах сгибов, на носовой части) значительно ослабляют конструкцию, поэтому желательно, чтобы они были накладными, а не выворотными.
«Из чего же, из чего же, из чего же…»
Часто в обувных магазинах вспоминаю старенькую рекламу каких-то жевательных конфет, когда молодая женщина идёт по улице, спотыкается и ломает каблук. Немного погоревав, выдумщица, откусив рекламируемую продукцию, отламывает каблук от второй туфли и довольная идёт дальше. Невольно задумаешься, из чего же были сделаны те каблуки, что хрупкая мадемуазель так легко руками их переломила? В жизни, конечно, всё выглядело бы не так элегантно.
В обуви на платформе супинаторы ломаются значительно реже, однако необходимо убедиться, что она не пустая, иначе перегородки внутри сомнутся. «Воскресить» такие туфли не смогут руки даже самого умелого мастера.
А вот любительницам пощеголять на шпильках следует знать, что каблуки бывают цельнолитыми из пластмассы, резины, металла, древесины и сборными из двух и более элементов. Рассмотрим разные варианты.
Основной недостаток пластмассы — хрупкость. Встречаются пластмассовые каблуки пустые внутри, с толщиной стенок 2 — 2,5 миллиметра. Закрепить набойку на таком проблематично, да и на камешки лучше не наступать. Для усиления конструкции шпилек внутрь каблука вставляют трубки из металла, качество которого очень важно. Если металл недостаточно упруг, то при установке набойки на пластмассе возникает продольная трещина.
Недостаток древесины — гниение от влаги. Трухлявые каблуки невозможно надежно прикрепить к обуви — гвозди из него вылезают, шурупы прокручиваются, в итоге каблук расшатывается и отпадает, как осенний лист. Даже летом желательно на деревянные каблуки ставить набойки толщиной не менее восьми миллиметров. У металлических каблуков, как это ни странно, тоже есть проблемы. Если такой каблук оторвался, то непонятно, как его прикрепить? Ни гвоздем, ни шурупом его не возьмешь. Может, на клей? С комбинированными — пяточная часть из пластмассы, набоечная из металла — таких проблем не возникает, главное, чтобы конструкция не рассыпалась.
В любом случае не стоит лениться: лучше примерить и внимательно осмотреть каждую пару обуви, которая впоследствии может оказаться вашей. Если вы всё-таки не полагаетесь на свой опыт, доверьтесь мнению эксперта. Сразу после покупки покажите туфли мастеру по ремонту, благо их сейчас хватает. За спрос денег не берут, а некоторым мастерам будет даже приятно поделиться своими профессиональными наблюдениями.
С глаз долой
Бывает так, что в обувь попросту влюбляешься (женщины меня поймут). Тут уж не до деталей. Счастье от обладания драгоценной покупкой не знает границ. Но стоит прийти домой, а запалу немного поугаснуть, как понимаешь — обманула сама себя: туфельки-то с дефектом.
Специалисты городского комитета по защите прав потребителей в таких случаях советуют обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. В заявлении следует указать одно из требований, предусмотренных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». При этом один экземпляр вручаем лично продавцу (на втором экземпляре он должен указать дату, должность, свои фамилию, имя, отчество, поставить роспись) либо направляем заказным письмом с уведомлением. Если вы потребовали соразмерно уменьшить цену туфель, возместить расходы на исправление недостатков обуви, вернуть за неё деньги или восполнить убытки, связанные с продажей вам товара ненадлежащего качества либо предоставлением ненадлежащей информации, то ваши требования должны удовлетворить в течение десяти дней с момента получения претензии. Если вы захотели заменить обувь, то ждите исхода дела в течение семи дней, если нужна дополнительная проверка качества — в течение 20 дней, но не более 45 дней, если вы требуете устранить недостатки.
КОММЕНТАРИЙ
Елена МИХАЙЛОВА, заместитель председателя комитета по защите прав потребителей мэрии Новосибирска:
— За первое полугодие 2011 года к специалистам комитета по защите прав потребителей районных администраций города Новосибирска с жалобами на качество обуви обратились 378 человек. В прошлом году за этот период обращений было значительно больше — 482. Обычно жалобы носят сезонный характер. Так, в зимний период чаще всего претензии возникают к обуви, у которой лопается подошва. Летом поступает много обращений, когда верхняя и нижняя (подошва) части изделия плохо проклеены или прошиты и, как следствие, отрываются. Также потребители жалуются, что у обуви отлетела или испортилась фурнитура. Это и неудивительно: многие, заостряя внимание на качестве самих туфель, не уделяют особого внимания состоянию молний, пряжек, декора — тому, из чего они сделаны, насколько прочно крепятся. Хотя именно от фурнитуры во многом зависит, насколько опрятно выглядит обувь. Неоднократно в комитет жаловались на сапоги или ботинки со скользящей подошвой, что не является дефектом. Поэтому советуем задуматься об этом уже в магазине.
ЦИФРА
В среднем жители больших городов тратят 6500 руб. в месяц на одежду и обувь.