Первые в своей сфере
Немного истории
В 1998 году Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества» и редакция журнала «Стандарты и качество» учредили программу «100 лучших товаров России». Среди главных задач конкурса было повышение качества отечественной продукции, информирование людей о качественных товарах и повышение ответственности производителей.
Сам конкурс проходит в два этапа: региональный и федеральный. Конкурсанты могут подать заявки на одну из шести номинаций: «Продовольственные товары», «Промышленные товары для населения», «Продукция производственно-технического назначения», «Услуги производственно-технического назначения» и «Услуги для населения». В 2010 году лауреатами федерального этапа стали 7 предприятий Новосибирской области, среди которых и такие крупные компании, как «Сибирское здоровье», и менее масштабные бизнес-проекты, как ООО «Элизиум». Вдвойне приятно, что в номинации «Услуги населению» победил цикл концертов для беременных «В ожидании чуда», проводившийся Новосибирской государственной филармонией.
Интересно, что конкурс «100 лучших товаров России» несколько лет назад начал обретать международное значение. Помимо предприятий и частных предпринимателей России, в конкурсе могут принимать участие бизнесмены из СНГ. Для этого они должны реализовать свою продукцию или услуги в нашей стране, а также быть победителями национальных конкурсов в области качества. Пока что к конкурсу присоединилась только Белоруссия, чьи предприятия борются за звание «100 лучших товаров России» с 2004 года.
На новосибирской земле
Как и по всей стране, новосибирский этап конкурса проходил на базе ФГУ «Новосибирский ЦСМ». Участники регионального этапа были разделены на три группы, причем в одну группу могли попасть участники из двух номинаций — это было сделано для удобства комиссии. В первый день свою продукцию представляли крупные производственные компании, такие как ФГУП НПО «Луч» и ОАО «Сибирьэнерго», во второй — предприятия пищевой промышленности, а в третий — производители промышленных товаров и услуг. За работой комиссии в третий день мне и довелось наблюдать.
Каждая из отобранных компаний представила свой продукт или услугу, причем диапазон был обширный — от воздуховодов до компьютерных системных блоков. Представители предприятий должны были провести презентацию своей продукции и ответить на вопросы комиссии, состоящей из экспертов ФГУ «Новосибирский ЦСМ». Чем больше наглядной информации могли предоставить компании, тем лучше, поэтому в рекламных проспектах, спецификациях и образцах продукции недостатка не было.
На первый взгляд, преимущество было у тех компаний, которые смогли принести свой продукт или его часть прямо на презентацию. Образец продукции помогает продемонстрировать ее преимущества, но и дает комиссии повод задать дополнительные вопросы. Например, представителям «Сибирской обувной компании» пришлось долго рассказывать о своей технологии и маркетинговой позиции, а «ПСК ДЕЛО» — объяснять технологические особенности своих воздуховодов. К компании «Мастер и К» большинство вопросов было о цене их панелей и легкости в сборке, а производители печей «Термофор» долго отвечали на дополнительные вопросы о конструкции своих изделий. Компания «Терморобот» представила целую мультимедийную презентацию своих автоматических угольных отопительных котлов, что привлекло к ним дополнительное внимание.
При этом все предприятия были в равных условиях, просто у каждого был свой козырь. Завод Сибирского Технологического Машиностроения производит индукционные электронагреватели уже 15 лет, и одно это многое говорит о качестве его продукции. Зато «Льно-Джутовая компания» предлагает ноу-хау в виде льняных утеплителей, что является привлекательным не только для серьезных промышленников, но и для обычных людей.
Достойным есть куда расти
Отличительные черты всех представленных товаров и услуг — качество, инновационность и реальная польза для потребителей. Льняной утеплитель «ТермоЛЕН», отопительная печь «Огонь-батарея» или автоматический угольный отопительный котел «Терморобот» — разработки, которые уже стали узнаваемыми брэндами нашей области. Компьютерами, собранными компанией «Премьер», уже много лет пользуются жители не только нашей области, но даже такого далекого региона, как Якутия. Кессонные потолки и интерьерные панели от компании «Мастер и К» позволяют преобразить квартиру или дом за сравнительно небольшие деньги. Наконец, воздуховоды «ПСК ДЕЛО» производятся с применением единственной в России системы плазменной резки. Новосибирским конкурсантам есть с чем выйти на общероссийский уровень и — победить.
Независимо от того, пройдут они дальше или нет, всем участникам регионального этапа «100 лучших товаров России» вручается диплом участников регионального этапа конкурса. Некоторые предприятия принимают участие в конкурсе из года в год и могут похвалиться несколькими дипломами. Так, компания «Премьер» становилась дипломантом уже три раза. Энтузиазм конкурсантов понятен: для многих из них «100 лучших товаров России» — возможность заявить о себе и проверка на прочность. Какие впечатления от конкурса остались у его участников?
— Вопросы комиссии были интересными, но неожиданными, — рассказывает руководитель отдела продаж «Сибирской обувной компании» Анастасия Петрова. — Мне было приятно узнать, что члены комиссии так хорошо разбираются в производстве обуви и технологиях продаж. Раньше мы не участвовали в конкурсе «100 лучших товаров России», но наш дебют получился вполне удачным. Участие в таком конкурсе — важный этап для любой компании. Это показатель того, что она растет, становится лучше и получает признание. Сам конкурс кажется мне очень полезным для людей, потому что позволяет им узнать не просто лучшие компании России, а первых среди лучших! Это подстегивает предпринимателей к тому, чтобы постоянно развиваться и опережать конкурентов.
С мнением конкурсантов согласны и участники комиссии, однако некоторые из них замечают: даже лучшим из лучшим есть что совершенствовать.
— Предприятия развиваются, однако им нужно многое дорабатывать в части рекламы, — считает член конкурсной комиссии эксперт по сертификации Николай Семенников. — При рекламе нужно учитывать, что человек оценивает товар не только по качеству, но и по характеристикам — соответственно, все они должны быть указаны на товаре, а еще лучше — содержаться в рекламе. Марка тоже должна быть индивидуальной — это обеспечит продукции узнаваемость. Во время работы комиссии я не выделил для себя явных фаворитов — в этом году было представлено много качественных товаров, хороших разработок и материалов.
Будем надеяться, что лучшие из них мы увидим в качестве лауреатов федерального этапа в этом году!
Участники Новосибирского регионального этапа-2011:
1. ЗАО «Комета-Энергомаш»
2. ФГУП «НПО «Луч»
3. ЗАО «Завод Сибирского Технологического Машиностроения»
4. ОАО «ПО «Новосибирский приборостроительный завод»
5. ОАО «СибирьЭнерго»
6. ФГУП «ПО «Север»
7. ЗАО «Шоколадная фабрика «Новосибирская»
8. ЗАО «Капитан»
9. ЗАО «Вектор-Бест»
10. ООО «Корпорация «Сибирское здоровье»
11. ОАО «Новосибхлеб»
12. ООО «Сибирское масло»
13. ООО «ПСК «ДЕЛО»
14. ООО «Сибирская обувная компания»
15. ООО «Льно-Джутовая компания»
16. ООО «Мастер и К»
17. ИП Бодунов Е.В.
18. ООО «Термофор»
19. ООО «Терморобот»
20. ГБУК НСО «Областная юношеская библиотека»
21. ГБУК «Новосибирская государственная филармония»
22. ФГОУ СПО «Новосибирский автотранспортный техникум»
23. ГУК «Новосибирский областной театр кукол»
24. ННО «Новосибирская городская торгово-промышленная палата»