USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Правильный теплоход всегда доплывёт

Юлия НАЗАРЕНКО
Речная флотилия области пройдет тест на прочность. Фото Сергея ПЕРМИНА
Речная флотилия области пройдет тест на прочность. Фото Сергея ПЕРМИНА

По мнению экспертов Новосибирской государственной академии водного транспорта, в сложившейся ситуации есть несколько моментов. В том числе такие, о которых пока не говорит пресса. К примеру, каким образом речное судно «Булгария» попало в акваторию водохранилища? Это возможно только в том случае, если оно было бы укреплено двойными бортами и днищем, внутренними переборками, растяжками, чтобы выдержать силу шторма. «Булгария» не была реконструирована, и уже сам факт ее прохода через шлюзы в море, на что выдается специальный допуск, обескураживает.

Есть вопросы по наличию лицензии на эксплуатацию судна. Вероятнее всего, на корабле была течь. Налицо перегруз. Плюс нескоординированность действий экипажа. Это пока версии, целый ряд предположительных факторов, которые перевесят самый слабый среди них — год выпуска корабля 1955-й. По мнению сибирских экспертов, в случае с «Булгарией» на одну чашу весов была положена нажива, на другую — человеческие жизни.
Как нам пояснили в НГАВТе, специалисты академии внимательно анализируют всю поступающую информацию.

— Я могу сказать совершенно точно, в Новосибирской области все суда и водные объекты в период открытия навигации весной традиционно подвергаются тщательной проверке, — говорит Виктор Умрисин, декан факультета судовождения академии. — Теплоходы находятся в исправном состоянии, оснащены спасательными средствами. С квалифицированными специалистами в регионе не возникает проблем. Суда по типу «Булгарии», 785-го проекта, по Обскому водохранилищу когда-то ходили. Это надежные суда. Впрочем, их в эксплуатации у нас давно нет. За 20 лет региональная флотилия уменьшилась в половину. Часть судов попала в руки частных владельцев, в том числе в дома отдыха или к индивидуальным предпринимателям, занимающимся организацией туров. Разумеется, их плавсредства тоже проверяли и будут проверять на предмет технической исправности, безопасности, соответствия требованиям Речного регистра, транспортной прокуратуры.

В целом по области ежегодно на верфях модернизируется по три-пять кораблей. Новых поступает меньше — два-три.

Как считают новосибирские специалисты, корабли старой закалки в состоянии служить еще долго и исправно при условии соблюдения правил технической эксплуатации.

В Затоне ожидает своей очереди на реконструкцию старый теплоход. «БТК-636» на гребных колесах, построенный более четверти века назад, прибыл в Новосибирск своим ходом из Алтайского края. Судно когда-то возило песок и щебень. Теперь владельцы решили его покрасить, навести лоск на палубе и в каютах и катать отдыхающих. Аналогичные суда ходили преимущественно на Крайнем Севере. Для нашего региона теплоход выглядит экзотично. Под старину. Правда, в свете последних событий такая характеристика не кажется привлекательной...

КОММЕНТАРИЙ
Владимир ПОДУЗДИКОВ, главный государственный инспектор по маломерным судам Новосибирской области:
— В случае любой чрезвычайной ситуации на воде, независимо от того, страдают маломерные суда или большегрузные, мы подключаемся к работе. Хотя вопросы, связанные с большегрузными судами, входят прежде всего в компетенцию Российского речного регистра. Но, естественно, наши структуры при необходимости взаимодействуют.

Всего на территории Новосибирской области на воде работают 197 спасателей в различных федеральных, областных и муниципальных структурах.
Меры по усилению контроля за ситуацией на воде мы приняли еще в 2009 году, после того как под бердским мостом столкнулись два маломерных судна и были жертвы. Теперь организовано дежурство оперативных служб в вечернее время с 18 до 22 часов в районе Новосибирского водохранилища, Бердского залива и реки Берди. Кроме того, есть у нас еще один огромный водный объект — озеро Чаны. Ситуацию на разных его территориях постоянно контролируют Купинское и Барабинское инспекторские отделения, а также Здвинский инспекторский участок.
Недавний случай: на Телецком озере утонули туристы. Мы тут же провели экстренное совещание со всеми руководителями инспекторских подразделений. Взяли ситуацию под усиленный контроль: все спасательные катера должны быть заправлены, пройти своевременно техническое освидетельствование и быть готовыми к работе.

Что касается возможной высоты волны (эта тема сей час беспокоит многих новосибирцев), то на Оби волнение больше четырех баллов быть не может, параметры реки не позволяют подняться высокой волне. На Новосибирском водохранилище, к сожалению, возможно большое волнение. Но водохранилище у нас таким образом устроено, что если начнется шторм, ветер, волна, капитану всегда можно увести судно под прикрытие какого-то берега. Сразу оговорюсь: это касается теплоходов, пароходов, но категорически не подходит к лодкам и катерам. Для них волна 2,0 — 2,5 балла — уже много. Все это должны знать прежде чем выходить в открытый водоем. И если внезапно вдруг поднялся ветер и пошел дождь, быстро поворачивайте к берегу! Вставайте на якорь как можно ближе к суше. Если все сделать правильно и своевременно, гарантия спасения стопроцентная.


ОФИЦИАЛЬНО
В связи с трагедией на теплоходе «Булгария» губернатор Новосибирской области Василий Юрченко выразил соболезнования родным и близким погибших. В тексте телеграммы на имя президента Республики Татарстан Рустама Минниханова говорится:

«Уважаемый Рустам Нургалиевич!
Примите глубокие соболезнования в связи с крушением теплохода «Булгария», повлекшим за собой многочисленные человеческие жертвы.
Прошу передать искренние слова сочувствия родным и близким погибших, пожелания скорейшего выздоровления всем пострадавшим в результате трагедии».