USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Лучше быть бдительным, чем укушенным

Подготовила Вера УТЮПИНА
Клещи — неотъемлемая часть экосистемы. Для дальнейшего размножения и развития им требуется кровь, причем любого позвоночного животного
Клещи — неотъемлемая часть экосистемы. Для дальнейшего размножения и развития им требуется кровь, причем любого позвоночного животного

Наше общение с вирусом клещевого энцефалита гораздо плотнее, чем мы себе это представляем. В каждом сезоне укушенных действительно много — от 20 и более тысяч в Новосибирской области до, к примеру, 50 — 70 тысяч в соседней с нами Кемеровской. А вот число клинических случаев клещевого энцефалита у них даже меньше, чем у нас: 100 — 200.

Клещи — неотъемлемая часть экосистемы. Теплую нынешнюю зиму пережили практически все особи — как промежуточные формы (личинки, нимфы), так и взрослые клещи — имаго. Для дальнейшего размножения и развития, перехода в следующую стадию им требуются кровь, причем любого позвоночного животного (будь то мышь, крыса или хорек). Человек случайно, при неосторожном поведении, попадает в эту экоцепочку, забывая о том, что в природном очаге инфекции он должен вести себя несколько иначе, чем обычный представитель животного мира (например, суслик).

Пирамида соотношения укушенных и заболевших своеобразна. В действительности точно нельзя подсчитать, сколько лиц сталкивается с вирусом энцефалита и становится его носителем: сам факт укуса несложно вообще не заметить. Инфицироваться можно и употребив в пищу молочные продукты, не прошедшие специальной обработки, и соприкоснувшись с заразным насекомым. Поэтому истинное число как укушенных, так и инфицированных остается неизвестным, но оно всегда выше официально зарегистрированного.

Получая вирус, здоровый человек (а это примерно 90 процентов инфицированных) формирует иммунитет. Это естественный результат общения человека с окружающей средой. Из 200 — 300 человек, у которых развивается болезнь, 50 — 60% переносят инфекцию в виде лихорадочной формы: у них также формируется иммунитет без каких-либо осложнений. И только у немногих лиц, попавших в эту пирамиду, возникают серозные менингиты или очаговые формы клещевого энцефалита. Большинство благополучно излечивается и только у единиц развиваются тяжелые или фатальные формы болезни. Поэтому, когда в стране при колоссальном количестве укушенных (более 150 000 человек за сезон) заболевают очаговыми формами единицы, а погибают не более 20—30 человек, это несопоставимо с общим числом инфицированных вирусом. Необходимо подчеркнуть, что самые тяжелые формы болезни с наиболее высоким риском неблагоприятного исхода развиваются прежде всего у людей пожилых, а также у больных любого возраста с фоновым поражением центральной нервной системы (с перенесенными инсультами, с атеросклеротическими поражениями сосудов головного мозга). Это означает, что именно данная группа населения требует наиболее тщательных профилактических мероприятий, они в целях гарантированной защиты обязательно должны вакцинироваться.

По структуре наш клещевой энцефалит отличается тем, что дети болеют, как правило, не тяжело. Но, к сожалению, сегодня растет поколение ребятишек, часто исходно нездоровых, и уже не вирус определяет тяжесть возможной у них болезни, а их общее состояние.

Живя в природном вирусном очаге, надо быть готовым к встрече с насекомыми — переносчиками инфекции. Дети до года должны находиться под обязательным присмотром родителей.

Наиболее эффективными мерами профилактики является индивидуальная защита — с одной стороны (правильная одежда в лесу, на даче, использование реппелентнов), и вакцинация — с другой. Иногда и у вакцинированных людей после укуса клеща развиваются клещевые энцефалиты, но они в этом случае протекают легко. Что касается иммуноглобулина, то высокой гарантии защиты он не дает.

Справка: По данным отдела эпидемиологии ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», за период с 1 апреля по 30 июня в Новосибирской области зарегистрировано: 18297 человек, укушенных клещами, 4818 из них — дети до 18 лет. Госпитализированы с подозрением на клещевой энцефалит 549 человек, в том числе 63 ребенка. Диагноз подтвержден у 73 человек. 15071 пострадавшему введен иммуноглобулин, из них — 4322 дети. По сравнению с прошлым годом количество укушенных за тот же период больше на 39 процентов.