USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Сергей ШТЕЛЬМАХ: «Я горжусь тем, что работаю в системе Госавтоинспекции»

Вадим ГЛУХОВ
Начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей ШТЕЛЬМАХ
Начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей ШТЕЛЬМАХ

Об этом подумалось, когда я ехал по трассе Новосибирск — Ордынское на 64-й километр, где открывался монумент памяти сотрудников ГАИ Дмитрия Байдуги и Александра Шабалдина, которые ценой своих жизней спасли людей, которым угрожала смертельная опасность. Напомним: 25 мая 1973 года проводилась многодневная велогонка Новосибирск — Ордынское — Новосибирск. Безопасность по маршруту движения велосипедистов обеспечивал экипаж в составе младших сержантов милиции Дмитрия Байдуги и Александра Шабалдина. Около 13.00 на 64-м километре шедший навстречу колонне велосипедистов «Запорожец» стал обгонять грузовик с прицепом. Столкновение с велосипедистами было неминуемо. Чтобы спасти жизни десятков участников велопробега, Дмитрий и Александр приняли решение подставить борт своей машины под удар грузовика. Им было по 21-му году.

Горько и то, что скорбный список погибших сотрудников ГИБДД за прошедшие десятилетия увеличился.

Говорит начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей ШТЕЛЬМАХ (приказом министра внутренних дел РФ от 27 июня 2011 года он назначен на должность с присвоением специального звания полковник полиции):

— За мужество, проявленное при исполнении служебного долга, Дмитрий и Александр были награждены орденами Красной Звезды (посмертно) и навечно зачислены в списки личного состава отдела ГИБДД ОВД Ордынского района. К сожалению, Байдуга и Шабалдин — не единственные сотрудники Госавтоинспекции, погибшие при исполнении служебного долга. Кто-то сложил голову в горячих точках, в Чечне, кто-то — неся службу на родной земле. Открывая этот монумент, мы отдаем дань памяти всем нашим коллегам, сотрудникам Госавтоинспекции, погибшим при исполнении служебных обязанностей.

Хочу сказать, что работа сотрудника Госавтоинспекции была и сегодня остается очень опасной. Помимо работы на оживленных участках автотрасс, перекрестках Новосибирска, к сожалению, им приходится еще встречаться с людьми, которые ради своих преступных целей готовы пожертвовать жизнью другого человека. Предотвращая тяжкие последствия их действий, наши сотрудники иногда по нескольку раз в день вынуждены рисковать своей жизнью. Я сам был сотрудником дорожно-патрульной службы и знаю это не понаслышке: неоднократно приходилось преследовать, подрезать патрульным автомобилем дорогу преступникам, применять оружие. Да и сегодня у нас практически недели не проходит без применения, в соответствии с законом о полиции, оружия. В основном по отношению к тем, кто, находясь за рулем в нетрезвом состоянии, создает угрозу жизни окружающим, не подчиняется требованиям инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства.

— Сергей Викторович, по статистике на дорогах Новосибирской области происходит постепенное снижение числа жертв. Причина тому — рост культуры или внедрение технических средств контроля нарушений? На что сегодня больше надежда?

— Считаю, к этой проблеме сегодня повернулись лицом все основные структуры общества, органы власти, депутатский корпус. Медленно, но положительный процесс неуклонно идет. С каждым годом в Новосибирске и области создаются более безопасные условия дорожного движения — обустраиваются дороги, тротуары, пешеходные переходы, производится разметка, устанавливается освещение, продолжают внедряться приборы видеоконтроля нарушений на дороге… Конечно, все это вместе сказывается на снижении показателей аварийности. 620 спасенных жизней — результат такой работы. И в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» она будет продолжаться. Нам есть еще к чему стремиться. Надо создать такие условия, которые исключают появление пешехода на проезжей части в неположенном месте или выезд водителя на полосу встречного движения, когда любое нарушение на дороге будет технически зафиксировано и иметь правовые последствия. Получит водитель-лихач одно «письмо счастья», другое — и быстро, поверьте, отучится нарушать правила.

— Как проходит аттестация сотрудников ГИБДД?

— Помимо тех служебных задач, которые мы выполняем ежедневно, ежечасно по предупреждению и пресечению нарушений на дороге, мы участвуем в сложном процессе реорганизации службы. Момент очень сложный и небезболезненный. Надеюсь, что все будет хорошо. Большое внимание уделяется состоянию здоровья, профессиональной подготовке, порядочности и законопослушности сотрудников, которые должны перейти в полицию.

— Сергей Викторович, есть ли разница между районами в уровне обеспечения безопасности на дорогах? Если да, то чем это можно объяснить?

— Уровень разный. Он зависит от совокупности усилий всех районных служб, руководителей, организаций, общества в направлении обеспечения безопасного дорожного движения. Дорога — такой объект, который требует внимания всего общества. К сожалению, не во всех районах это прослеживается. Иногда складывается впечатление, что только выезд в сельский район областной комиссии по безопасности дорожного движения активизирует некоторых местных руководителей в решении назревших проблем.

— Если помечтать: как изменятся наши дороги лет через 15 — 20?

— По мнению социологов и других специалистов, если не заниматься вопросами безопасности дорожного движения, то к 2020 году смертность на дорогах станет главной причиной убыли населения, после смертности от наркотиков, алкоголя, онкологии и т.д. Поэтому наше правительство сегодня на правильном пути, определившее приоритетным направлением совершенствование системы предупреждения гибели людей в ДТП. Будем брать на вооружение все самое лучшее и передовое. В мире есть страны, где уровень травматизма и гибели на дорогах в десятки раз ниже, чем в Российской Федерации. Пример: за 2010 год 187 погибших в Новосибирске и всего 10 погибших в ДТП в Кельне, который по населенности немногим отличается от столицы Сибири.

— Ваши пожелания коллегам и новосибирским водителям.

— Я горжусь тем, что работаю в системе Госавтоинспекции. Я знаю, насколько труден и опасен труд сотрудников, как в целом далеки от реальности досужие байки о «доходах» инспекторов на дороге. Конечно, есть незаконопослушные в наших рядах и были, от которых мы избавляемся, но в большинстве случаев сотрудники ГАИ — это порядочные, преданные своему делу люди. Хочу пожелать, чтобы в их жизни было меньше рискованных ситуаций. А водителям хочется пожелать более правильного понимания действий сотрудников Госавтоинспекции, осознания того, что они работают ради благополучия и здоровья граждан на дороге, а также максимального внимания к тем, кто рядом. Наша жизнь вся в движении, так пусть это движение для всех будет успешным. Всем добра и удачи.

…В голубом просторе, средь сказочно красивых лугов и полей летит навстречу ордынская трасса, с каждым днем все более насыщенная транспортом и опасная. Ох, не расслабляйся, водитель...

Вот и 64-й километр. Торжественный момент. Право открыть монумент предоставляется сотрудникам ОВД по Ордынскому району. Мемориал установлен на личные средства сотрудников ГИБДД Новосибирской области, откликнувшихся на обращение совета ветеранов Госавтоинспекции Новосибирской области. Главный образ этого памятника — слеза, её спиральной лентой обвивает дорога, устремленная в небо. Вечную память символизируют голуби, которые рвутся ввысь, — ведь жизнь продолжается.

Фотографии статьи
Монумент памяти сотрудников ГАИ Дмитрия Байдуги и Александра Шабалдина. Фото пресс-службы ГУВД области