USD 102.5761 EUR 107.4252
 

На сцене в Кремле, со стихами в руках

Вера УТЮПИНА
Ирина Жукова проездом из Москвы в Болотное.
Ирина Жукова проездом из Москвы в Болотное.

— Президент пожимал вам руку, вручая диплом? — обступили журналисты только что прибывшую из столицы гостью с пышным букетом в руках.

— Нет, — смутилась она. — Президент никому руки не жал. Вышел в зал как-то совсем просто, вовсе не как глава страны... Все встали, а он сказал: «Садитесь! Не волнуйтесь!» Поздравил, подчеркнул, что у нас нелегкий труд. Обещал заработную плату повысить. Мне вручили грамоту в рамочке и вот эти чудесные цветы — с ними и прилетела. А еще сертификат на 200 тысяч рублей. В финал вышло 62 человека из 81 региона России. Из Новосибирской области — я одна…

Труд как дипломная работа
Конкурс, вместивший в себя несколько этапов, стал первым, по словам Ирины, большим успехом в ее жизни. 24 мая взволнованных победителей областного состязания чествовали в ДК железнодорожников, а спустя несколько дней документы запросили из Москвы. «Вот это было сложно, — признается Ирина Анатольевна, — отчеты о работе, слайды, характеристики, рассказы о семье и увлечениях. Без помощи тех, кто трудится рядом, кто с энтузиазмом собирал меня в дорогу, никогда бы не осилила».

Позже министр здравоохранения России Татьяна Голикова скажет, что для номинантов, которые вышли во Всероссийский тур, это приравнивалось к творческим дипломным работам.

...В Новосибирскую область семья Жуковых перебралась с Украины. 10 лет назад Ирина поступила на работу в Болотнинский психоневрологический интернат. Санитаркой. Ее всегда привлекали медицина, желание помогать людям. Жизнь осуществила мечту с совершенно неожиданной стороны.

Сегодня под ее опекой 17 палат — 62 человека с трудными судьбами и тяжелыми диагнозами. С тех пор как Ирина Анатольевна устроилась сюда, произошли большие изменения: уход за больными стал лучше, благодаря новым средствам гигиены повысилось качество обслуживания. Построили новый корпус, разбили сад во дворе. Провели хороший ремонт. И все это не без стараний со стороны очень требовательного и внимательного директора Любови Кондик.

Работа начинается в 8 часов утра. Палатной санитарке приходится мыть и чистить, протирать пыль и ухаживать за приболевшими, помогать тем, кому трудно одеться или помыться, покормить, если надо, с ложечки, застелить постель. И при этом не забыть сказать доброе слово, а кого-то — приобнять, погладить по голове.

— Чистенькие ходят они у нас, аккуратненькие, — с удовольствием признается она. Смена — 12 часов, за время которой выматываешься не столько физически, сколько психологически. Ни праздников, ни выходных. Хорошо, что дома понимающий муж и двое помощников — 15-летняя дочка и приемный сынок, успехами которых — музыкальными одного (играет в духовом оркестре) и художественными другой — искренне гордится мама.

Непросто складывались жизненные обстоятельства: поначалу чувствовала пренебрежение со стороны соседей по поводу профессии, даже уходить хотела пару раз. Да не смогла. Остановила мысль: как же они, такие беспомощные, ставшие почти родными, останутся без меня? Кто поможет с самыми простыми проблемами, подскажет, как поступить, волосы причешет? И с каждым годом эти чувства не притуплялись, а ответственность прибавлялась.

Немного солнца в холодной воде
— Самое сложное в работе, — делится Ирина переживаниями, — найти с подопечными общий язык (именно с подопечными, больными их называть нельзя, обидятся. — Ред.). Всем, как детям, ласка нужна. Тогда и душу отдать готовы. А нас называют кто няней, кто сестрой, кто мамой. Коллектив в интернате хороший, дружный. Знаете, сколько радости было, когда узнали, что я еду в Москву? Звонили, поздравляли…

Люди в интернате разные живут — и молодые, и пожилые. Есть те, кого переводят из детских домов, когда 18 лет исполняется. У некоторых есть родные, которые отказываются от своих стариков и забывают об их существовании. Пожилые сначала думают, что их в санаторий привезли, потом увидят вывеску — и все понимают. Среди таких, к примеру, бывшая учительница, отдавшая школе 42 года. Детей нет. Зато есть родная сестра, которая сдала ее в интернат. Хороший, интеллигентный человек, очень добрый, очень вежливый. В глаза им смотреть больно (голос рассказчицы начинает дрожать), стараемся как-то отогреть им души. И они платят тем же. Если кого-то вдруг переводят в другое место — возвращаются, у нас, говорят, теплей и уютней…

И в свободное время няня Ира мысленно рядом с подопечными. У нее большой огород, плоды его часто появляются на палатных столиках. Огурцы, помидоры, капуста специально закупориваются на всех. На Пасху или Новый год, когда в семье пекутся в больших количествах разные вкусности, дома даже не спрашивают куда,— посмеивается хозяйка,— знают, что на работу: кому яичко, кому пирожок.

К «маме», на крылечко
Отвечая на вопрос, придумали ли вы, как потратите заслуженную награду, Ирина мечтательно рассказывает о том, что хотела бы сделать пристройку к дому. Сейчас у них одна комнатка и кухня, а дети подрастают. Да и забегающим «на огонек» здесь всегда рады. Домик Жуковых рядом с интернатом, только под горку спуститься. Поэтому на крылечке часто засиживаются гости. Приходят чайку попить, поговорить.

— Мальчик Женя (так называет Ирина 33-летнего инвалида) обожает процесс заготовок. Часто ездит к моей маме в деревню, помогает ей там, а потом и уезжать не хочет. Мама — очень добрый человек, наверное, и у меня от нее это качество, — с удовольствием его принимает.

И еще у меня есть любимый опекаемый. Мы его зовем Андреем Борисовичем. Для него главное — поговорить о Пушкине. А девушке с красивым именем Регина, охотнице почитать, приношу детские книжки, школьные учебники.

Многие вяжут, вышивают. Иногда такие вещи делают — просто произведения искусства. А сколько у нас спортсменов! Приедут с соревнований — бегут радостные, показывают грамоты, медали. Да разве обо всех расскажешь!..

В свободное время (а есть ли оно при семье и хозяйстве?) Ирина Анатольевна пишет стихи — о жизни, о любви, о милосердии. Одно из них — на маленьком смятом листочке бумаги — она крепко держала в руке там, в Кремле. Говорит, что помогало не волноваться.

Когда человеку больно,
Кто-то должен
его приласкать.
Кто-то должен
быть просто рядом,
Чтоб макушку поцеловать.
Когда человеку плохо
И целый мир пополам,
Кто-то должен
быть, кроме Бога,
Чтоб душу свою отдал.
Когда человеку страшно,
В подушке он с головой,
Кто-то рядом пусть
тихо скажет:
— Не бойся, ведь
я с тобой!


В этих строчках — вся она, палатная санитарка Ирина Жукова, лучшая в России.