С улыбкой встречая рассвет
Доля или призвание?
Вот она заходит в дом к своим подопечным с большой сумкой на прочном ремне, так как приносит им килограммы продуктов. Зимой после снегопада спешит с утра расчистить дорожки у ворот и крыльца частных домов, иначе пожилые люди не смогут выйти на прогулку. Приводит в порядок ванны, унитазы, выносит мусор и нечистоты, если это нужно... Этим занимаются все представители данной профессии, та же доля и у Алены Владимировны Черковой.
При этом легко найти и десяток отличий между соцработниками, если можно так выразиться, старого и нового поколения, с разрывом в пять-десять лет. Например, в городе Обь, как отмечает директор комплексного центра социального обслуживания Ирина Шевелева, кадровый состав помолодел, потому что молодые люди, имеющие специальное и даже высшее образование, как Алена Черкова, хотят заниматься социальным обслуживанием. Вместе с тем и содержание оказываемых услуг изменилось. Если прежде социальный работник помогал в основном справляться с бытом и хозяйством, то сегодня существенное место заняли социально-правовые услуги: содействие в получении мер социальной поддержки, субсидий, компенсаций, в улучшении жилищных условий.
Город Обь, как известно, разделен на две части железной дорогой и виадуком. И чтобы попасть с одной сторону на другую, Алена Черкова едет через весь город по кольцевой дороге или переходит через виадук. Едет на мопеде, а когда он ломается, пересаживается на велосипед. Велосипед не выдерживает — пересаживается на городской транспорт, благо проездной билет соцработникам выдают бесплатно.
Люди в Оби взыскательнее, чем, например, в райцентре. Требуют, чтобы продукты были первой свежести, в то же время по наиболее низким ценам. Ездит, ищет, приобретает. Те, кто еще не успел убедиться, что Алена ответственный человек, внимательно проверяют на упаковках срок годности, пересчитывают сдачу, сверяясь с предъявленными чеками.
Помощник, консультант и… дочка
«На руках» у Алены девять одиноких и больных пожилых людей, шесть из них живут в частном секторе. Ее обязанность приобретать для них уголь, дрова. Для этого наладила свою систему оповещения, какой на склад завезен уголь. Она не может привезти плохое топливо. Если уголь некому разгружать, сама берется за лопату. Нельзя допустить, чтобы старики мерзли зимой. Да к тому же некоторым из подопечных она сама топит печи.
И главное — она для «своих» стариков не просто «ноги» и «руки», средство связи с миром, живой носитель информации, а задушевный собеседник, друг.
Восполняя дефицит общения с родными людьми, подопечные зачастую принимают Алену как свою дочку. Это накладывает особую ответственность, но и способствует тому, что она с успехом мотивирует их заниматься физзарядкой и посильной физической работой, с оптимизмом встречать каждый новый рассвет.
Мы с Аленой пришли в маленький частный дворик, где на днях она топила баню и, надев халат, резиновые перчатки, мыла Татьяну Ивановну, которой почти 90 лет. У этой бабушки давние проблемы с психикой, сколиоз, она обычно кричит от боли во время мытья. Как чувствует себя сегодня, не замерзла ли подопечная, которая чувствительна даже к незначительному снижению температуры? Кроме того, Татьяна Ивановна может сильно расстроиться, если чего-нибудь не найдет на привычном месте… Сын часто навещает мать, но взять к себе не может, так как живет в общежитии. Перезванивается с Аленой, иногда несколько раз на дню, планируя расписание дежурств, чтобы рядом с матерью кто-то был — ее нельзя надолго оставлять одну. В данный момент сын был возле нее.
— Алена Владимировна — четвертый социальный работник, который работает с моей мамой. Остальные отказались, а она нашла с ней общий язык. Я смело уезжаю на несколько дней по делам, знаю, что не бросит бабушку, хотя живет не по соседству, — говорит он благодарно.
Как ложка к обеду
Этим утром Алена торопится навестить вдову год назад ушедшего из жизни участника Великой Отечественной войны. Петр Александрович тяжело болел, он и его супруга Евдокия Матвеевна были у Алены на обслуживании почти десятилетие. В годы дефицита лекарств, отпускаемых по льготным рецептам, добивалась, чтобы у подопечных всегда были необходимые медикаменты. Сегодня с лекарствами проще, ассортимент растет. Но это не облегчает жизнь социальному работнику, ведь необходимо в точности передать подопечным рекомендации врача, ответить на вопросы по поводу приобретенных лекарств. Это неписаные, но естественно вытекающие из ситуации обязанности. Приходится также пояснять, что написано неудобочитаемым для стариков шрифтом в инструкциях к препаратам.
Перед Днем Победы вдова участника войны Евдокия Матвеевна попросила Алену съездить на кладбище, подсыпать землю на могиле мужа, так как после установки памятника земля осыпалась. Надгробие приведено в порядок, теперь вдова и Алена хотят посадить там цветы. Потом на очереди было проведение поминального застолья. Холодец приготовили заранее, а назавтра в квартире вдовы Алена колдовала над борщом, гуляшом и закусками.
Как ложка к обеду, психологическая поддержка важна к месту. Накануне Дня Победы Евдокия Матвеевна, получив приглашение на торжественный концерт в театр оперы и балета, в конце концов решила из-за плохого самочувствия вернуть билет. «Баба Дуся, не паникуйте, — отреагировала Алена. — Завтра вам наверняка станет легче, самочувствие в этом возрасте переменчивое». Так и вышло: концерт и вся торжественная обстановка в театре вдове понравились, замечательно повысив настроение.
У большинства подопечных Алены есть родственники, но по разным причинам они не берут на себя помощь близким. При этом социальному работнику зачастую приходится соприкасаться с семейными проблемами. Она успокаивает, примиряет стороны — здесь помогает высшее педагогическое образование, которое Алена получила без отрыва от производства. Самая, наверное, сложная из ее функций — утешительная, ведь старики тяжело переживают утрату близких, давних друзей.
Дома, несмотря на нерегламентированный рабочий день, ее с пониманием ждут муж и две дочурки. Старший сын завершает службу в армии, в спецназе. Заботясь о своих домашних, Алена старается не грузить их проблемами, с которыми обращаются к ней клиенты. Правда, избавить от многочисленных телефонных звонков к ней на дом она не в состоянии, поскольку относится к подопечным, как к родным людям.
ЦИФРА
В сфере социальной защиты населения Новосибирской области трудится сегодня 10 000 специалистов.