USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Дом предков

Дарья ДОРОТОВА
Игорь Гребнев  «на пороге» реконструированного жилища. Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ
Игорь Гребнев «на пороге» реконструированного жилища. Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ

О мамонтах и яках
Палеолит — время, когда люди учились говорить, изготавливать оружие, возделывать землю, когда мамонты и пещерные гиены ещё ходили по этой земле. Палеолит занимает около 99 процентов времени существования человечества. Археологические находки палеолитических жилищ в России не редкость. Наиболее известны стоянки Мальта и Буреть в Иркутской области, Волчья Грива — в Новосибирской области, Костёнки — в Воронежской области, Сунгирь — в Подмосковье.

— Во всех случаях жилища были либо округлой, либо овальной, продолговатой формы, — рассказал Игорь Евгеньевич. — По периметру вкапывались в землю крупные кости животных — большая берцовая, локтевая, бедренная. Как правило, в них проделывали отверстия, куда вставляли рёбра мамонта или деревянные конструкции, составлявшие основу шалаша. На каркас затем набрасывали шкуры животных. Это могли быть шкуры мамонта, оленя, бизона, первобытного шерстистого носорога. Чтобы шкуры не раздувались ветром, их придавливали рогами большерогого оленя. Таким образом получалось жилище, в которое обязательно помещали очаг для обогрева зимой.

Шалаш в мастерской новосибирского палеонтолога выглядит внушительно и занимает солидную его часть. Реконструкция полномасштабной копии жилища первобытного человека в диаметре примерно три метра и до двух метров в высоту. Хотя, согласно данным археологических находок, одинаковая по строению конструкция могла в разных случаях занимать площадь и в 30, и в 40 квадратных метров. Для создания экспоната новосибирцам понадобилось три месяца, несколько десятков оригинальных костей ископаемых животных, бивней мамонта, а также порядка 20 шкур современных животных.

— Вместо шкур мамонтов, которые находят только в вечной мерзлоте, мы использовали шкуры домашних яков, шерсть которых наиболее из всех современных животных похожа на шерсть мамонта, — пояснил Игорь Гребнев. — И по длине, и по структуре, и по пышности, и по наличию длинного подшёрстка. Из них же мы делаем макеты древних животных — мамонтов, носорогов. У входа ставятся черепа и бивни — самые длинные кости в скелете: если вкопать два черепа в землю, то получается «арочный» вход, который легко можно закрыть, когда это необходимо.

История отдельно, голова отдельно
По задумке авторов проекта, рядом с палеолитическим жилищем будет стоять манекен первобытного человека — кроманьонца, облаченный в реконструированные одежды верхнепалеолитического периода. Его внешний облик восстановлен антропологами по обнаруженным стоянкам Сунгирь, Костёнки. Это был человек современного типа, но в разных погребениях останки имеют как монголоидные, так и европеоидные, и негроидные черты. Тогда люди ещё не поделились окончательно на расы.

— Одежда у позднепалеолитического человека — арктического типа, напоминающая малицу современных народов Севера: длинная рубашка с капюшоном, штаны и обувь типа мокасин, — объясняет Игорь Евгеньевич, показывая на манекен в своей мастерской. — Она также изготавливалась из шкур добываемых животных — мамонта, бизона, лошади, северного оленя, волка, медведя. Одежда могла быть украшена бусинами из бивня мамонта и зубами животных. Основным оружием служило копьё с кремниевым наконечником и костяные, либо каменные ножи.

В то время как палеонтолог рассказывал об особенностях жизни в палеолите, известный новосибирский художник и скульптор Алексей Агриколянский заканчивал работу над головой кроманьонца. Бронзово-землистая кожа, волевой подбородок, высокий лоб, пышная копна тёмных волос (материалом для которых, кстати, послужили всё те же шкуры яков) — таким увидят любители древностей обобщённый образ своего предка. Последние штрихи — карие зрачки древнего жителя Земли — Алексей рисовал на моих глазах за день до отправки экспоната.

Новосибирцы получат носорога
Реконструкция жилища древнего человека — уже не первая крупная работа новосибирского палеонтолога Игоря Гребнева. Скелеты ископаемых животных, собранные либо отреставрированные ученым, установлены в музеях Москвы, Тобольска, Тюмени, Салехарда, Перми и Новосибирска. По заказу Пермского краевого музея он уже отреставрировал скелет мамонта, установил в экспозиции скелет бизона и копию мамонтенка, которую сибиряки могут увидеть в зале палеонтологии Новосибирского государственного краеведческого музея.

— В прошлом году мы для Пермского краевого музея реставрировали скелет мамонта, который нашли в Пермском крае в 1927 году, — объяснил Игорь Евгеньевич. — С тех пор находка ни разу не подвергалась никакой обработке. Работа нашей команды пермякам очень понравилась, и вот поступило предложение от губернатора, директора музея, министерства культуры создать для них музей пермских древностей. Палеолитическое жилище сначала выставят в краевом музее, а потом переместят в новое учреждение. Но прежде экспонат будет участвовать в фестивале «Белые ночи», который впервые стартует в Перми в июне.

В ближайшем будущем жителей столицы Сибири тоже ожидает «древний» сюрприз: команда Игоря Гребнёва получила заказ от Новосибирского краеведческого музея на создание скелета шерстистого носорога и макет этого вымершего животного. Проект обещает быть впечатляющим.

ФАКТ
Село Мамонтово в Каргатском районе Новосибирской области — место обитания последних мамонтов на территории Сибири.

Фотографии статьи
Алексей Агриколянский заканчивает работу над головой кроманьонца. Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ