USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Энергетика как локомотив модернизации экономики

Светлана ГАВРИЛОВА
Программа по развитию коммерческого учета  электроэнергии на период до 2020 г.
Программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на период до 2020 г.

Логично, что эту отрасль экономики нельзя рассматривать в отрыве от энергоэффективности. Конкретные механизмы рассматривали в Новосибирске на заседании координационного совета по энергетике Сибири, энергосбережению и энергоэффективности, который впервые прошел в таком объединённом тематическом ключе.

Энергетики просят инвестиций
Анализ проблем начался почти с сенсации: 23 декабря прошлого года был зафиксирован исторический максимум потребления энергии в объединенной системе Сибири. С учетом дефицита мощностей около 3 500 МВт мог бы получиться коллапс, но систему спасли перетоки из Уральского региона.

Кроме дефицита мощностей, энергетики сетуют на то, что им пришлось свернуть инвестиционные программы, а дальнейшее сдерживание тарифов на уровне правительства и вовсе может поставить на них крест.

— С одной стороны, существует постановление правительства, которое ограничивает рост тарифов на электроэнергию до 15 процентов, с другой — правительство обязывает не уменьшать инвестиционные программы, — удивляется Владимир Емешев, заместитель губернатора Томской области по недропользованию и топливно-энергетическому комплексу. — Из-за RAB-тарифорегулирования, введенного в этому году, мы не получаем доход, а инвестиционные программы режутся. В 2012 году такая ситуация может повториться.

В прошлом году Правительство России рекомендовало администрациям регионов перевести распределительные электросетевые компании на RAB-регулирование тарифов (RAB -Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала).

К системе тарифообразования на основе долгосрочного регулирования обязывает перейти и Федеральный закон № 261 ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предполагалось, что новый метод позволит привлечь инвестиции в развитие сетей, поскольку в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств, вложенных в сети, а также определенный процент дохода для инвестора.

— Метод этот пригоден для богатых территорий. У нас он не работает. Сибирь — зона дешевой энергии, в отличие от европейской зоны России. Поэтому денег на развитие у нас не хватит, — считает Валентин Шаталов, исполнительный директор Сибирской энергетической ассоциации.

По мнению участников координационного совета, сложившаяся ситуация показывает, как серьезно не срабатывает сегодня рынок энергетики. По словам Владимира Псарева, заместителя полномочного представителя в Сибирском федеральном округе, проблема инвестиционной составляющей становится все более серьезной. Поэтому эта тема станет одной из главных на следующем координационном совете.

Учиться экономить
Какой карт-бланш могут получить регионы от государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», рассказал Алексей Полищук, заместитель генерального директора ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России.

— Снизить энергоемкость ВВП к 2020 году — это не просто лозунг. На программу энергосбережения на ближайшие три года заложено солидное федеральное финансирование: по семь миллиардов в год. Из этой суммы пять миллиардов пойдет на субсидии регионам. Деньги выделяются в пропорции один к одному на условиях регионального софинансирования. Поэтому для субъекта важно в срок до 15 июня успеть подать заявку. Далее главная задача — научиться привлекать внебюджетные средства.

Поэтому выделенные субсидии агентство рекомендует направлять на формирование положительного инвестиционного климата в регионе. Обязательно в регионе должен быть орган управления. Это может быть либо координационный совет при губернаторе, либо региональные центры энергоэффективности, либо государственное бюджетное учреждение, либо фонд. В качестве реализаторов программы энергосбережения могут выступать саморегулируемые организации.

Также важное место должно уделяться созданию сегмента региональной информационной системы, формированию бережливой модели поведения населения.

Высоко оценил проект Новосибирской области по модернизации трамваев и троллейбусов Виктор Семенов, генеральный директор ВНИПИ «Энергопром», президент некоммерческого партнерства «Энергоэффективный город» (Москва):

— Замечательный проект, который необходимо тиражировать в другие регионы, как это сделано в Америке. Там закрепляется проект по энергосбережению за конкретным городом, «пилот» отрабатывается, а потом распространяется на всей территории страны. А наша общая с регионами задача — снимать те трудности, которые препятствуют реальному продвижению этих проектов и привлечению частных инвесторов.

Еще один из успешных проектов Новосибирской области, который пока стихийно тиражируется, — производство вакуумных выключателей для распределительных сетей ООО «Астер Электро». По словам Александра Бурова, руководителя компании, инновация разработана в партнерстве с СО РАН, НГТУ и Институтом сильноточной электроники Сибирского отделения РАН (Томск). Новосибирские выключатели пользуются огромным спросом на всей территории страны.