USD 102.5761 EUR 107.4252
 

В клещах энцефалита

Вера УТЮПИНА

Такую вот далеко не бесспорную мысль шутливо подбросили в зал на научно-практической конференции «Актуальные вопросы по клещевым инфекциям» сами медики, обмениваясь информацией о грозности приходящих к нам сезонных заболеваний.

Цвет красный — опасный
Нашу страну, если посмотреть на предлагаемую карту, опоясывает красного цвета пояс, который начинается у западной границы и заканчивается Камчаткой. Красным помечены очаги энцефалитных пожаров. Чем гуще цвет, тем больше территории захвачено насекомыми, несущими в себе опасную инфекцию. 45 регионов страны считаются эндемичными, среди них Сибирь с Уралом отмечены как самые зараженные места. 50 процентов Новосибирской области сегодня завоевано клещами. Здешняя форма вируса клещевого энцефалита признана одной из наиболее агрессивных.

По данным Роспотребнадзора, ежегодно в эпидемический сезон по области регистрируется порядка 17 — 19 тысяч покусов клещами (2010 год — 16032 обращения, 2009 г. — 18523), при этом в 2010 году за медицинской помощью с покусами обратились 3930 детей до 14 лет (в 2009 году — 4488). Диагноз «клещевой энцефалит» был подтвержден лабораторно в 168 случаях (2009 г. — 171 случай), у детей до 14 лет — в 14 случаях (2009 г. — 25).

Убийца меняет маску
Вирус энцефалита вместе с его переносчиком — иксодовым клещом — был открыт 70 лет назад, когда экспедиция российских ученых отправилась в дальневосточную тайгу, чтобы найти тайного убийцу служивших здесь советских солдат. Тогда же были предложены актуальные и по сию пору меры профилактики: неспецифические (самоосмотры, специальные костюмы, защитные репелленты) и специфические (вакцинация, экстренная имуннопрофилактика, широкомасштабные клещеистребительные мероприятия, такие как авиаобработка лесных массивов ядовитыми препаратами).

В последний раз волна заболевания — до 10 тысяч случаев за сезон — накрыла страну в 1996—1999 годах. Сегодня в Сибирском регионе заболевает ежегодно около 20 человек на 100 тысяч населения (средний показатель по России — 7 человек на 100 тысяч), отметили участники конференции.

Если еще десяток лет назад в группу риска входили люди, работавшие в природных очагах инфекций, — лесорубы, охотники, лесники, то сегодня к ним присоединились жители больших и малых городов. 70—80 процентов заболевших в наши дни — это лица, не прошедшие вакцинацию, иногда посещающие леса; 10—20 процентов — граждане, не выезжающие за пределы городской черты. В течение ряда лет максимальное количество среди заболевших клещевым энцефалитом составляют жители города Новосибирска (2010 г. — 126 человек, 74,5% от общего количества).

«Букет» — без конфет
Чем суровее зима, тем меньше вероятности летом подвергнуться клещевой атаке, чем зима теплее, тем раньше клещ выходит на охоту, тем он активней и опасней. Клещевой сезон начинается, когда температура воздуха достигает 5—7 градусов. Паразиты подстерегают нас как еду, на газонах, в скверах, на дачных грядках и кладбищах, а расплачиваемся мы за выпитую кровь не одной инфекцией, а целым «миксом» — набором двух-трех серьезных заболеваний (боррелиоз, псевдотуберкулез, туляремия, клещевой энцефалит). Такой «букет» получают примерно 50 процентов инфицированных. Отсюда трудности в диагностике и в лечении.

Если надо — уколись
«Вакцинация против вирусного клещевого энцефалита весьма эффективна и является основным средством профилактики заболевания, — подчеркивает Владимир Злобин, академик РАМН. — Профилактический курс состоит из трех прививок, но уже и после двух человек считается достаточно защищенным. Такой барьер может продержаться до 10 лет».

Регистрируется только 107 случаев заболеваний среди вакцинированных на 25 905 человек. Недостаток сегодняшних вакцин — в необходимости многократного их введения (ревакцинация) и в возможных (особенно среди отечественных препаратов) побочных реакциях.

Но для того, чтобы надежно справиться с заразой, рекомендуется привлечь к вакцинации до 95 процентов населения. В Сибири процент охвата на сегодняшний день составляет 8,5, на Дальнем Востоке — 8, на Урале — 40 (здесь с 2005 года проводится специальная программа по снижению заболеваемости энцефалитом), в Центральной России — 2%.

Среди привитых против вирусного клещевого энцефалита в Новосибирской области заболевает не более 1—2 человек в год. Некоторые не решаются на прививки, думая, что пропустили сроки. Это заблуждение. Вакцинацию можно проходить в течение всего года, единственное ограничение — в течение двух недель после последнего укола не посещать зараженные районы.

Если клещ все же присосался, а вы не застраховались инъекцией, поспешите в лабораторию, где проведут исследование паразита на таящиеся в нем частички заразы. Помните, чем дольше насекомое таилось в теле, тем больше инфекции оно вам подарило. При положительном результате будет назначен курс иммуноглобулина. Однако это, к сожалению, не панацея. Ежегодно от двадцати до сорока человек, получивших такие инъекции, все-таки заболевают клещевым энцефалитом. А уж если после укуса прошло три- четыре дня, вводить дорогостоящий препарат бессмысленно. Он может только осложнить течение болезни.

«Соотношение укушенных и заболевших в последнее время снижается за счет иммунизации, — отмечает профессор, доцент кафедры детских инфекций НГМУ Ирина Извекова. — Если в упомянутом 1999 году из 18, 5 тысячи покусанных заболели 447 человек, то на сегодня на 24 тысячи укушенных приходится 200—300 заразившихся. 70—90 процентов возможных жертв вырывают у болезни иммунитет».

То был не грипп!
Точной цифрой клещевого энцефалита в структуре клещевых инфекций региона, по словам доктора Извековой, медики сегодня не обладают. Вирус случайно обнаруживается у многих сибиряков, но 90 процентов инфицированных, даже не догадываясь о страшном госте, переболевает им в легкой форме «летнего» гриппа. Зато 58 процентов заболевших награждаются таким тяжелым осложнением, как менингит. А 94 процента после выздоровления всю жизнь сопровождает постэнцефалитный синдром, выражающийся в сильных головных болях, параличах, эпилептических припадках. Хронические формы болезни могут привести к рассеянному склерозу.

Самые тяжелые осложнения болезнь вызывает у людей старше 50 лет и у детей до 12 лет. Летальность исхода зависит от формы энцефалита: «европейская», к примеру, уносит примерно 2 процента жизней, «дальневосточная» — до 20.

«При наступившем заболевании проводится обычно симптоматическая, поддерживающая терапия. Специфической терапии на сегодняшний день нет. Вирус обитает в геноме и добраться до него мы пока не в состоянии. Тут уж как повезет, — предупреждают врачи, — как поведет себя организм».

ЦИФРА
Чтобы противостоять клещевому энцефалиту, вакцинацию нужно пройти 95 процентам населения страны.