Бутылка о двух концах
Парки, скверы, аллеи, центральные улицы больше не являются благодатными местами для возлияний. Но при этом порой кажется, что добрая часть любителей выпить на свежем воздухе перебралась в тихие дворы, на площадки близ родных домов. Особенно на периферийных жилмассивах в тёплое время года чуть не каждая скамейка занята под импровизированное пиршество. Тут встречается полная сервировка — и стол прямо на уличной лавке, и разномастная батарея бутылок, и изобилие закусок. А впоследствии нередко и сопутствующие нелицеприятные, но вполне прогнозируемые явления, при виде которых сама собой приходит мысль: хорошо бы как-то ограничить потребление…
Ограничения или повышение культуры?
Ужесточить требования к производителям и продавцам пива, а также полностью запретить продажу пенного напитка в пластиковой (ПЭТ) таре с 1 января 2013 года планируют федеральные законодатели. Предполагается, что такие поправки в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» станут существенным вкладом в дело борьбы с чрезмерным потреблением алкоголя. Большая ставка на это делается предполагаемым запретом на продажу пива крепостью более 5 процентов в нестационарных точках (киосках, палатках, ларьках, контейнерах, с рук, автомобилей, лотков) и ночью — с 23 до 8 часов местного времени.
По сведениям министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, запрет на продажу пива и напитков, изготовленных на его основе, крепостью более 5 процентов с 23 до 8 часов поможет сократить их потребление. При этом в целом объёмы продаж пива, сообщают в региональном министерстве, сократятся несущественно — лишь приблизительно на 5 процентов от всего объема производимой в нашем регионе продукции.
Сами игроки алкогольного рынка не уверены в эффективности предлагаемых шагов. Директор завода «Балтика-Новосибирск» Эдуард Бражинскас убежден, что любые ухудшения условий для производителей пива в России всегда приводят к увеличению производства, продаж и потребления крепкого алкоголя и несут негативные социальные последствия в виде роста кривой заболеваемости алкоголизмом. Нужно повышение культуры потребления пива в целом, а также более серьезные меры по соблюдению законодательства об ограничении доступности алкоголя для несовершеннолетних, считает он.
Производители под ударом
Производители и самого пива, и пластиковой упаковки уверены, что отказ от ПЭТ-тары принесёт им большие убытки.
На долю пива приходится около 30 процентов общего объема рынка ПЭТ-упаковки в нашей стране. Руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Европласт» Павел Федюнин оценивает производственный сегмент пластиковой упаковки в России в 1,5 миллиарда долларов, сообщает газета «Коммерсантъ». По его подсчетам, убытки производителей ПЭТ-тары в России от запрета продажи пива в этой удобной упаковке могут составить 450 миллионов долларов в год.
— Запрет на ПЭТ-тару ставит под удар не только пивоваренную отрасль, но и производителей полимерных упаковок, которые повсеместно используются для фасовки таких пищевых продуктов, как растительное масло, соусы, фруктовые соки и кисломолочные продукты, минеральные воды, квас, — говорит Эдуард Бражинскас.
На ПЭТ-тару в России приходится порядка 49 процентов рынка пива, 34 процента — на стеклянную ёмкость, 17 — на жестяную банку. В Новосибирской области, как показывают данные регионального минпромторга, в настоящее время доля разливаемого пива в ПЭТ-бутылки составляет также около 50 процентов. Запрет продажи пива в ПЭТ-таре может повлечь перераспределение в нашем регионе розлива продукции в стекло и банку не более чем на 10 процентов. Это соответственно снизит и объемы производства, и уплату акцизов. Данное обстоятельство резко ухудшит ситуацию на предприятиях и в первую очередь может привести к сокращению работающего персонала, считают в минпромторге области.
Не стопроцентное попадание
Борьба с дурными привычками ведётся в нашем регионе по всем фронтам. На федеральном уровне действует постановление правительства о снижении потребления алкоголя населением и профилактике алкоголизма. В нашей области сегодня разрабатывается аналогичная долгосрочная целевая программа «Профилактика алкоголизма, снижение масштабов и медико-социальных последствий злоупотребления алкогольной продукцией среди населения Новосибирской области» на период до 2020 года. Документ находится на согласовании в правительстве Новосибирской области.
Главное в борьбе со злоупотреблением алкоголем со стороны населения, как комментирует главный нарколог Новосибирской области Равиль Теркулов, — комплексный подход:
— С одной стороны, запретительные меры — ограничение продажи алкоголя по времени, запрет продажи в определенной упаковке, возрастной ценз при реализации алкоголя — нужны и действенны. Во многих странах идут по этому пути — на продажу спиртных напитков устанавливается монополия государства, повышаются акцизы, растут и цены, органам местного самоуправления предоставляется возможность самим регулировать время, места, условия продажи алкоголя. К примеру, в ресторанах разрешается продавать алкоголь только при заказе каких-то блюд, а также реализовывать спиртные напитки только в специальных магазинах. Но не менее важен и другой подход — нужно работать с молодёжью, заниматься её трудоустройством, организацией досуга.
Депутат Совета депутатов города Новосибирска Андрей Аникин уверен: любые ограничения алкогольного рынка пойдут на пользу обществу. Правда, при этом народный избранник не уверен, что предлагаемые изменения дадут стопроцентное попадание по проблеме злоупотребления пивом.
— Не знаю, станут ли пить меньше от запретов… Многое ведь зависит и от культуры потребления, а именно она у нас хромает. Только потеплело, сразу на улицах появилась молодёжь с бутылками. Особенно меня возмущает, когда молодая мама идёт с коляской и с бутылкой пива — это вообще не вписывается ни в какие рамки! Поэтому я — за любые запреты, способные повлиять на ограничение употребления любого алкоголя. И я не думаю, что производителям и продавцам пива нужно беспокоиться о том, что другая упаковка — стекло или жестяная банка вместо пластиковой тары — повлияет на значительное удорожание напитка или как-то ещё отрицательно скажется на их работе. Полагаю, бизнесмены найдут какие-то другие выгодные для себя ходы, — сказал Андрей Аникин.
СПРАВКА
В бюджет Новосибирской области в 2010 году от предприятий-производителей нашего региона поступило акцизов на алкогольную продукцию и пиво в сумме около 5,7 миллиарда рублей, поступления налогов в доходную часть областного бюджета к уровню 2009 года увеличились в 2,8 раза. Такое значительное увеличение объясняется ростом налоговой акцизной ставки на пиво в три раза с января 2010 года. При этом объем производства, реализации пива по итогам 2010 года был снижен на 5 процентов, возросла себестоимость продукции, отпускная и розничная цены. С 2011 года акцизная ставка к 2010 году возросла ещё на 11 процентов.