Живой свет через века
Ярославцы приезжают к нам в третий раз и привезли нынче тематическую экспозицию из «открытых» ликов, то есть отреставрированных икон, отражающих Святую Троицу. При знакомстве с экспозицией невольно вспоминаешь фильм Тарковского «Андрей Рублев», потому что Ярославль (хотя съемки велись во Владимире, а сам Рублев принадлежит к московской школе) является одним из корневых центров российской культуры. Здесь была создана знаменитая школа ярославской иконописи. Отсюда ехали мастера в саму Москву расписывать храмы. Сюда приезжали по приглашениям для росписи ярославских храмов известные московские мастера иконописи.
Ярославский художественный музей начал формироваться в лихие годы Гражданской войны. Затем его коллекции пополнялись, как это ни горько звучит, в разные периоды очередных гонений православной церкви, вплоть до хрущёвских времён. Борьба шла, можно сказать, прежде всего с храмовыми стенами. Церкви взрывались либо приспосабливались под склады и прочие хозяйственные нужды. А содержимое скрупулёзно переписывалось специальными комиссиями, вывозилось на хранение в иные места, частично продавалось за валюту на покрытие крайних нужд, частично распределялось по музейным хранилищам. И теперь нам остаётся лишь поклониться тем людям, которые изначально понимали ценность этих шедевров на тёмных досках — немых, но столь красноречивых свидетельств таланта русских мастеров.
Вглядитесь в эти лики на тёмных от времени досках: на них отражён не только путь к вере как духовной жизни минувших поколений россиян. Это также путь к постижению красоты мира и гармонии. Недаром многие иконы, как сказали бы некоторые наши современники, многосериальны, многосюжетны: на отдельных досках запечатлены целые повествования о важнейших библейских событиях. И всё-таки в центре — Святая Троица, символ многообразия и единства души и мира...