Страшней клеща «зверя» нет?
О том, как это делать максимально эффективно, мы поговорили за «круглым столом» в «Советской Сибири» с Юлией МОЛЧАНОВОЙ, Игорем СУХИМ и Еленой ДОБРЯНСКОЙ.
С каждым годом враг всё опаснее
— Значит, мы можем констатировать, что клещи открыли свой сезон охоты?
Юлия МОЛЧАНОВА:
— 26 марта в одном из сёл Новосибирского района на частном подворье клещ укусил пятилетнего мальчика, который, к счастью, был привит от энцефалита. Массовый сезон начнется во второй половине апреля, но мы видим, что отдельные клещи уже проснулись. Значит, отсчёт начался.
Наше управление каждый год обновляет список эндемичных территорий — тех, где клещей много, и на данный момент в него входят 19 сельских районов области и города Новосибирск, Бердск, Обь.
Стоит отметить, что с каждым годом растёт количество клещей, зараженных вирусом энцефалита (вирусофорность) и другими инфекциями, например, боррелиозом. Вирусофорность по энцефалиту в 2010 году возросла до 2,1 процента, а в целом примерно каждый третий клещ является носителем какого-нибудь заболевания.
По статистике 2010 года, в области зафиксировано 168 случаев заболевания клещевым энцефалитом, из них 126 — жители Новосибирска, которых кусали клещи как в городе, так и за его пределами. В мегаполисе самым эндемичным районом традиционно является Советский, на долю жителей которого приходится 40 — 50 процентов всех покусов клещей.
— Простейшее объяснение — наличие обширной лесопарковой зоны?
Юлия МОЛЧАНОВА:
— В том числе и это, но главная причина — большое количество садоводческих организаций, с которыми сложнее сотрудничать в плане дезинсекции их участков от клещей.
Игорь СУХОЙ:
— На обработку обязательных для дезинсекции территорий — парков, скверов, кладбищ, детских оздоровительных лагерей — деньги выделяются из бюджетов муниципальных образований, а вот с частниками намного сложнее. Но могу сказать, что заинтересованность в наших услугах растёт с каждым годом.
Многие, и совершенно правильно, первым делом спрашивают об эффективности акарицидной обработки. Она зависит от ряда факторов: времени проведения, периодичности, используемых препаратов и педантичности при проведении работ. Но если все требования выполнены, то эффективность может достигать 98 — 99 процентов. А испытания, проводимые нами в полевых условиях, показали, что продолжительность действия лучших препаратов достигает двух-трех месяцев.
— Предположим, что клещ всё же укусил. Как надо действовать и какие варианты предлагает медицинская страховка?
Елена ДОБРЯНСКАЯ:
— Наша сезонная программа страхования «Защита от клещевого энцефалита» предусматривает при покупке полиса целый ряд услуг: обращение за медицинской помощью, извлечение клеща, укол иммуноглобулина и последующее наблюдение специалиста по желанию пострадавшего. При подозрении на энцефалит или боррелиоз наш клиент может пройти бесплатную диагностику и, если потребуется, стационарное лечение, его оплату. Сумма полиса у нас составляет 25 тысяч рублей, а страховой взнос от 280 до 330 рублей. При оплате по верхней шкале полис имеет силу практически во всех регионах Сибирского федерального округа.
Что растёт, культура или страх?
— Существует мнение, что стопроцентной гарантии не даёт даже страховой полис. Но какими ещё методами можно себя максимально обезопасить?
Юлия МОЛЧАНОВА:
— Есть акарицидная обработка, защитные спецкостюмы, но главным и, пожалуй, самым надежным средством была и остаётся своевременная вакцинация. По основной схеме достаточно сделать две прививки в неопасный сезон (осенью и весной), затем повторить через год, а потом через каждые три года. До экстренной схемы вакцинации лучше не доводить.
Елена ДОБРЯНСКАЯ:
— Экстренная схема предполагает две прививки с интервалом в две недели, но существует опасность, что иммунитет не успеет сформироваться. Но хочу отметить, что в целом культура прививочных кампаний, забота людей о себе растут. Мы это видим даже по увеличивающемуся числу обращающихся за полисами.
Юлия МОЛЧАНОВА:
— Кроме детей от 6 до 14 лет и людей из социально незащищённых слоёв населения, которых прививают бесплатно и в обязательном порядке, все остальные жители вакцинируются добровольно и за свой счёт. В 2009 году таких добровольцев по области оказалось 141 тысяча человек, в 2010 году — уже 162 тысячи. По 2011 году статистики пока нет, плановый прививочный период начнётся осенью, но мы прогнозируем увеличение.
— Может быть, не культура возросла, а страх усилился?
Игорь СУХОЙ:
— Страх, безусловно, хороший мотиватор, но я полностью согласен с коллегами: лучше всего о человеке может позаботиться только он сам. Приведу один, немного курьёзный пример. Нашей компании заказали сделать дезинсекцию базы отдыха одной из фирм. Мы всё сделали по нормам и требованиям законодательства, включая обработку 50-метрового радиуса за пределами территории. Но случаи покусов не прекращались. Мы долго ломали голову, что же происходит, пока случайно не наткнулись на маленькую тропинку, уходящую куда-то в лесную чащу. Оказалось, что по этой тропке некоторые отдыхающие бегали в близлежащий посёлок за горячительным. Оставайся они постоянно на территории базы, ничего бы не произошло.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Менеджер отдела развития по СФО компании «ФПГ Энергоконтакт» Иван КОХ:
— С конца 2009 года наша компания производит специальные костюмы индивидуальной защиты от клещей. Опытные испытания, которые проводили энергетики и железнодорожники, не зафиксировали ни одного случая покуса. Более того, в костюм вшиты специальные защитные вставки, не позволяющие клещу более 10 минут задерживаться на поверхности ткани. После испытаний энергетики и железнодорожники включили наши костюмы в перечень стандартных защитных средств.
В ближайшее время эта продукция станет доступной и для обычных потребителей — она появится в магазинах для охотников и рыболовов.
ФАКТЫ
В случае невыполнения календаря прививок от клещевого энцефалита укол иммуноглобулина не всегда служит полной гарантией. В 2008 году в области был зафиксирован летальный исход от энцефалита человека, прошедшего экстренную вакцинацию иммуноглобулином
* * *
По итогам многолетних наблюдений специалисты выделяют три основные группы людей, наиболее часто кусаемых клещами: дети 7 — 14 лет, молодежь 20 — 29 лет и люди старше 50 лет
ЦИФРА
2,5 тысячи рублей может стоить акарицидная обработка дачного участка площадью 20 соток.
* * *
16 032 покусов клещом зафиксировано в Новосибирской области в 2010 году.