Кто может ездить в транспорте бесплатно?
Немного об истории вопроса. С монетизацией льгот в 2005 году новосибирцам было предоставлено право приобретения единого социального проездного билета, дававшего возможность пассажирам определенных категорий, как федерального, так и регионального уровня, пользоваться правом безлимитного льготного проезда на транспорте.
Областные власти в полной мере воспользовались своим правом предоставить гражданам дополнительные льготы, исходя из собственных финансовых возможностей. Определенный уровень льготного обеспечения был не просто сохранен, но и — по некоторым категориям — увеличен. К примеру, пенсионеры по старости никогда не имели права льготного или бесплатного проезда в транспорте. С введением в Новосибирской области единого социального проездного билета (ЕСПБ) они получили право безлимитного льготного проезда. Но тогда была совершенно иная финансовая ситуация, иные, докризисные, возможности. Сегодня таких возможностей в бюджете нет.
До 2009 года федеральные законодатели направляли субвенции в субъекты Федерации для обеспечения равной доступности для обслуживания федеральных и региональных льготников. С начала действия Федерального закона о монетизации льгот размер этих субвенций начал уменьшаться, а с 2010 года федеральное финансирование было полностью прекращено. Соответственно, на компенсацию проезда в транспорте пассажиров льготных категорий из областного бюджета ежегодно начали затрачиваться все более значительные суммы. И тем не менее некоторым категориям льготников (около 30% от всех льготников, проживающих в нашем регионе) право безлимитного проезда по ЕСПБ и МПК (микропроцессорной пластиковой карте — «Социальной карте») сохраняется.
СПРАВКА
Не имеют ограничений числа льготных поездок граждане следующих категорий:
— участники Великой Отечественной войны;
— инвалиды войны;
— дети-сироты;
— дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях;
— дети из многодетных семей — учащиеся образовательных учреждений всех типов и один из родителей многодетной семьи (при количестве детей в семье 5 и более);
— инвалиды всех групп инвалидности;
— дети-инвалиды;
— один из родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида в поездке (не более одного сопровождающего на каждого инвалида);
— сопровождающий инвалида первой группы или ребенка-инвалида в поездке (не более одного сопровождающего на каждого инвалида).
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
О своем видении современной ситуации в сфере транспортно-тарифной политики рассказала член Общественной палаты Новосибирской области, почетный председатель Союза женщин Новосибирской области Нинель Волкова:
— Если в Новосибирской области в целом изменения правил проезда льготников в общественном транспорте восприняты нормально, то в городе Новосибирске сложилась непростая ситуация — идут волнения, собираются митинги, и это нервирует всё население, раздваивает общественное отношение к решению совершенно конкретных, необходимых задач. Поэтому нам необходимо задуматься над осмыслением данных событий.
К сожалению, сегодня в условиях глобального похолодания человеческой души мы почему-то в большей степени видим только частные негативные явления, забывая о многих масштабных положительных решениях. К примеру, недавно принят закон о дополнительных выплатах детям войны, о чем тоже нельзя забывать. Нужно не выступать против ограничения числа поездок на транспорте, а предлагать определенные пути решения, подходящие для всех. И такие предложения звучат. К примеру, дать льготникам не 30 поездок на месяц, а 360 на год, чтобы пенсионеры могли распределять их согласно своим нуждам, в том числе сезонным.
Немаловажно, чтобы управление процессом социального развития области проходило с опорой на общественность, особенно на старшее поколение: ведь это люди очень организованные, дисциплинированные, знающие, как нужно преодолевать трудности.
Но и пожилые люди не должны забывать о собственной ответственности за развитие нашего общества сегодня. Неверно заострять внимание лишь на том, сколько нам сегодня причитается за прошлые великие свершения. Мы должны понимать, что современное общество находится в сложных условиях решения социальных проблем, изменения экономики, выхода на более прогрессивные позиции, что очень сложно в ситуации нестабильности современной мировой экономики. Нужно понимать, что невозможно требовать сверхсуществующих в бюджете страны, региона, города возможностей. Ведь, кроме прочего, январь и февраль в любые времена были тяжелыми месяцами, когда в бюджет еще в полной мере не поступили налоги, доходы, прибыль, а средства на все наши социальные потребности уже нужны.
Каждый гражданин должен заботиться о своей стране, а это значит — сотрудничать с государством, чувствовать ответственность за наше совместное будущее.
ФАКТ
Cтоимость ежемесячного пополнения микропроцессорной социальной карты в Екатеринбурге — 350 рублей против 150 рублей в Новосибирской области.