От памятника — к музейному комплексу
Сложно представить, что когда-то самым высоким зданием в Новосибирске было здание торгового корпуса, в котором теперь располагается краеведческий музей. Но кирпичное здание для того времени — скорее исключение, правилом же были деревянные постройки. Памятники деревянного зодчества, сохранившиеся с начала XX века, некогда определяли облик города.
— По своей природе дерево — недолговечный материал, и для его сохранности требуется постоянное вложение средств и сил, — прокомментировала заместитель начальника управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Марина Грес. — Так, дом № 13 на улице 1905 года благодаря усилиям специалистов сохранился почти в первозданном виде. На охрану его поставили в 1976 году: тогда было важно, что в этом доме жил видный государственный деятель, председатель Совета министров Алексей Косыгин.
Здание по улице 1905 года, 13 построил житель Новониколаевска по фамилии Горохов, а рядом с ним, отделённый брандмауэрной стеной, расположился памятник культуры — жилой дом Гороховой. Деревянный дом с мезонином — пример городской застройки Новониколаевска начала XX века. С «высочайше утверждённым» планом он располагался на территории исторического квартала № 7 Вокзальной части города (бывшая улица Переселенческая). Тот, кто решил проложить между строениями кирпичную кладку, как в воду глядел.
Ещё один пример работы управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области — городская усадьба чистопольного мещанина скорняка Родиона Копылова. Дом выглядит, как новый: наверное, даже самый придирчивый инспектор не найдёт ни одной сломанной завитушки на резьбе, ни одного изъяна на стенах. Глядя на ажурное строение, кажется, что мещанин всё ещё живёт в нём. На первом этаже он принимает заказчиков, работает в небольшой светлой мастерской, а на втором — жилые покои, обставленные с не меньшим вкусом, чем сделан сам дом. Когда-то рядом с домом находилась конюшня, но в конце 30-х годов её разобрали. Не сохранилось ни фотографий, ни чертежей.
— Эта фотография 10—15-летней давности, — Марина Вадимовна демонстрирует чёрно-белый снимок, на котором едва узнаваемы черты усадьбы Копылова. — Перед реставрацией был оштукатурен первый этаж, повреждена резьба. Реставрация кирпичной кладки — скрупулезная, длительная и дорогостоящая работа. К счастью, в Новосибирске есть подрядные организации, которые этим занимаются. А ещё десять лет назад таких людей не было. Кирпич очистили, заполнили швы, отреставрировали цоколь. То же самое с деревянными элементами: резьба выполнена вручную, а не на станке. Кстати, кирпич пропитывают сейчас так же, как и дерево: для защиты от пожара, городской копоти, пыли и грязи.
— В 2010 году на реставрационные работы выделили 235 миллионов рублей, которые позволили обновить около 75 архитектурных памятников, — прокомменитировал начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Александр Кошелев. — Из них 53 объекта отреставрировали за счёт средств областной целевой программы по сохранению историко-культурного наследия, а также средств научно-производственного центра в рамках выполнения государственного задания. Кроме того, распоряжением правительства Новосибирской области создана рабочая группа, которой до первого апреля 2011 года поручено разработать концепцию долгосрочной целевой программы формирования музейных комплексов в Новосибирске, Колывани, Сузуне, Куйбышеве. Эти исторические территории станут основой для развития научно-познавательного, историко-культурного туризма в регионе. Такая работа повысит эффективность вложения средств: мы не только приведём в хорошее состояние исторические и культурные памятники, но они будут более доступны для посещения.
ДОСЛОВНО
Александр КОШЕЛЕВ, начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области:
— В области 52 процента памятников находится в аварийном состоянии, хотя в сравнении с другими регионами у нас положение достаточно благополучное.