USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Провокация провокатора

Алексей ФЁДОРОВ.
Дмитрий Булныгин. Фото Алексея ФЁДОРОВА.
Дмитрий Булныгин. Фото Алексея ФЁДОРОВА.

Открытие состоялось с участием самого… как бы это сказать, мастера, маэстро, артпровокатора. И оно снова на грани не то эстетического шока, не то всё-таки призыва к размышлению: о нашей сегодняшней действительности, где даже безобидные фейерверки превращаются в одно из «чудес» общества потребления и распадаются в небе не на искры, а на обглоданные кости или яблоки. А графическая живая бесконечная очередь с тележками из супермаркета лишь подтверждает название — «Питательные смеси». Но это, к счастью, не реклама, а несколько образов-бусинок с ожерелья… всё-таки настоящего художника.

Говорить об уже давно возникшем явлении в современном искусстве не наша задача. Напомним лишь, что родился и «крестился» Дмитрий в Новосибирске, здесь же получил и художественное образование, в родном городе начинал как вполне традиционный художник-живописец, затем появилось объединение «Синие носы», впервые и сразу сделавшее группу молодых талантливых художников известными на всю Россию. «Просвещённые новосибирцы» наверняка помнят недавнюю, 2009 года, выставку «Смотри!» в недостроенном театре Афанасьева, видеоинсталляцию «Красный куб» в сентябре прошлого года у оперного и т. д. Словом, есть известность и даже какая-то слегка таинственная слава. К тому же Дмитрий Булныгин создал ещё одну любопытную вещь: он — основатель и организатор фестиваля сверхскоростного фильма, который впервые возник в 2000 году и на это раз состоялся параллельно с обозначенной выставкой в кинотеатре «Победа».

Рассказывать о его работах — всё равно что пытаться словами передать любое полотно художника-традиционалиста: иди и смотри!

На открытии выставки журналисты приставали к Дмитрию с вежливыми, но настойчивыми вопросами:

— А как вы относитесь к извечному суждению поклонников традиционного искусства о якобы творческой несостоятельности авангардистов?

— Да никак не отношусь: они сами по себе, да и не авангардист я вовсе, а наоборот, пожалуй: работаю в устойчивой образной системе, но мои изобразительные средства не кисть и не палитра, а видео. Важно, что сознание и подсознание рождают метафорические образы, а вот как — не столь уж и важно!

— Как вы полагаете, зритель эпохи Возрождения чем-то существенно отличается от нынешнего «потребителя» искусства?

— Публика всегда делилась и делится на профессионалов-цеховиков и потребителей. Пожалуй, серьёзного, коренного отличия в психофизических возможностях людей разных эпох и поколений нет, но есть процесс образования, информационной насыщенности и тому подобное. Главное — образ: трогает ли он, волнует ли человека? А всё остальное — метод и техника.

…Искусствовед Константин Бохоров назвал свою статью о художнике «Космогония Дмитрия Булныгина». Трудно спорить, потому что все мы существуем в пространстве космоса и невозможно представить себе мировосприятие современного человека вне масштабных рамок. Но почему-то всё равно вспоминается винокуровское: «Мир разложил на части Пикассо… Слеза стекает... Разложи! Попробуй!»

Впрочем, о чём плачет душа художника Булныгина — разговор особый…

Фотографии статьи
Видеоинсталяция Дмитрия Булныгина: ироничный символ общества потребления. Фото Алексея ФЁДОРОВА.