USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Заслуженно незабытый…

Светлана ГОЛИКОВА, заместитель директора по научной работе Новосибирского художественного музея.
Александр Дмитриевич Силич
Александр Дмитриевич Силич

К числу таких художников принадлежит новосибирский живописец и график Александр Дмитриевич Силич (1901 — 1945).

Его творческая жизнь была активной и многообразной. Силич получил образование в Омском художественно-педагогическом техникуме имени М.А. Врубеля — одном из лучших учебных заведений Сибири 1920-х годов, многие выпускники которого работали в Новосибирске. Произведения Силича экспонировались на Первой Всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры (1927), а затем и на других художественных выставках, ставших заметными событиями в культурной жизни города. С 1920-х годов Силич активно сотрудничал в редакциях газет «Красноармейская звезда», «Советская Сибирь», журнала «Настоящее», на страницах которых печатались его городские зарисовки и карикатуры, афиши театральных спектаклей и кинофильмов; в 1940-е годы работал для «Окон ТАСС».

В 1944 году, незадолго до безвременной смерти, Александр Дмитриевич переехал из Новосибирска в Харьков — и это обстоятельство предопределило судьбу его наследия.

В 2001 и 2004 годах приемная дочь Силича Валентина Юрьевна Юрченко передала в дар Новосибирскому художественному музею несколько графических листов художника. Их появление в музейном собрании заново привлекло внимание к творчеству этого автора, к его новосибирским пейзажам, интересным не только для историков искусства, но и для краеведов, знатоков архитектуры города.

Произведения Александра Силича, поступившие в художественный музей, позволяют увидеть в нем прекрасного мастера городского пейзажа, владевшего различными образными интонациями. Практика художника-журналиста побуждала его обращаться к характерным для Новосибирска мотивам строительства и тесного, контрастного соседства разностильных сооружений; делала его внимательным наблюдателем, насыщавшим свои рисунки множеством живых подробностей. Таков пейзаж с одноэтажными постройками на фоне темного силуэта конструктивистского здания, помещенный в одном из декабрьских номеров газеты «Советская Сибирь» 1933 года под названием «Старый и новый Новосибирск», а также недатированная акварель «Проспект днем» и рисунок «Каменка. Новосибирск» (1937) с фигурками прохожих и велосипедистов, автомобилями и конными повозками.

Хорошо знакомый Силичу тихий уголок в центре Новосибирска с видом на стоквартирный дом в глубине предстает на двух акварелях 1938 года: «Зимний городской пейзаж» и «Каменские домики». Здесь острый интерес к деталям городского быта уступает место мягкому лирическому чувству — и цельность акварельной живописи не противопоставляет, но гармонично вводит в общую пространственную среду уютные домики на ближнем плане и многоэтажные здания вдали, объединенные розовато-серой морозной дымкой в зимнем этюде и теплыми, медовыми тонами осеннего пейзажа.

Произведениям А. Д. Силича, достоверно и многогранно запечатлевшим виды Новосибирска далеких 1930-х годов, принадлежит достойное место в художественной летописи города.

Фотографии статьи
Прелесть красок Новосибирска на акварели А. Силича (1938 г.)