USD 103.7908 EUR 108.8705
 

ГМО, ГМО, я тебя съем!

Никита НАДТОЧИЙ.
Под слоем химии порой  не разглядишь самого продукта... Фото Михаила ПЕРМИНА.
Под слоем химии порой не разглядишь самого продукта... Фото Михаила ПЕРМИНА.

Развеять некоторые мифы и более точно расставить акценты нам сегодня помогут заместитель председателя СО РАН, директор Института химической биологии и фундаментальной медицины академик Валентин ВЛАСОВ и ведущий российский эксперт по химической безопасности продуктов питания, косметики и лекарственных препаратов, доктор химических наук Григорий БАРАМ.

Контрабандные гены
Современная наука вышла на тот уровень, о котором терпеливые, кропотливые селекционеры прошлых эпох, могли только мечтать: на генетическом уровне можно модифицировать растения. Впрочем, цели с точки зрения науки у данного занятия остались, пожалуй, прежними. Во-первых, генная модификация позволяет наделить растения качествами и характеристиками, способствующими более успешному урожаю (морозостойкость, болезнестойкость, плодородность и т. д.) Во-вторых, существует направление, целью которого является создание растений, которые бы, кроме питательной ценности, обладали дополнительными полезными свойствами. Пример из уже существующих — рис, модифицированный таким образом, что он содержит витамины, которых в естественном состоянии в нем нет. Неплохая добавка, не правда ли? Или опять страшно?

— Живая клетка всегда умела себя защищать, — говорит академик Валентин Власов. — С этой точки зрения бояться попадания в организм генномодифицированных продуктов не стоит. Хотя, конечно, сейчас мы говорим об относительно коротких временных отрезках, а требуется, на мой взгляд, длительный период исследований. Как бы то ни было человек имеет право знать, что он ест.

И в этом месте научная траектория исследований преломляется реальной ситуацией на мировом рынке. В то время как в США генномодифицированные продукты разрешены, в Европе — жестко ограничены, в России же производство подобной продукции находится под запретом. Впрочем, необходимо отметить, что американская система разрешения генномодифицированной продукции опирается на крайне развитую сеть контролирующих органов и инстанций. Наша же страна, дав отмашку на запрещение внутри, на сегодняшний день фактически устранилась от анализа того, что идёт в полностью распахнутые ворота зарубежного импорта. Парадокс жуткий, ибо что за кот в мешке сидит в очередной многотонной партии продуктов, скажем, из Китая — вопрос огромный, ответ на который никто дать не может. А россияне, впрочем, уже дожёвывают очередную порцию прекрасных глянцевых помидоров, которые могут храниться при комнатной температуре чуть ли не бесконечно…

— Во времена СССР у контролирующих продуктовый импорт органов задача была одна — не допустить эпидемию, — говорит Григорий Барам. — Сегодня, когда мы говорим уже о генномодифицированных продуктах, на границе идет анализ на пару-тройку антибиотиков-пестицидов, которые уже никто в мире и не использует, представляете? И возникает простая экономическая ситуация — если существует огромное количество некачественного, сомнительного продукта, который не принимают в США, Европе, то, спрашивается, куда он пойдёт?..

Химия — наше всё?..
Напомним, что вред подобных продуктов не доказан, требуются многолетние исследования. Впрочем, на фоне бесплодных дискуссий о вреде ГМО (генетически модифицированный организм) на второй план ушёл враг гораздо более серьезный — химические добавки.

— А ведь химия для организма гораздо более опасна, чем, например, радиационный фон, о котором, кстати, сегодня тоже любят порассуждать, — подчеркивает академик Валентин Власов. — Именно химия, поступающая в организм,— это язвы, онкологические заболевания и прочие неприятности. Почему-то об этом все как-то забыли…

— Необходимо помнить, — акцентирует Григорий Барам, — что современные продукты питания — это химия. Скажем, что такое сегодняшнее животноводство? Это 250 зооветеринарных добавок. Добавим сюда три тысячи добавок пищевых и получим картину более чем впечатляющую.

И здесь необходимо напомнить, что «нафаршированные» химией продукты точно так же идут в распахнутые ворота импорта, который — да-да! — проверяется на упомянутую пресловутую пару устаревших антибиотиков-пестицидов.

Своя грядка лучше любого закона
— В пессимизм, конечно, впадать не надо, — довольно искренне говорит Григорий Барам. — Российская Федерация обладает огромным потенциалом, чтобы питаться здоровыми продуктами. Нужно только этот потенциал грамотно использовать.

Вдумчивый подход к продуктовой безопасности страны в данном случае предполагает, во-первых, наведение порядка с импортом, а во-вторых — жёсткий контроль за ситуацией на пищевых производствах внутри самой России. Впрочем, это уже вопросы не к экспертам, а к законодателям, в расторопность которых сегодня, по сути, упирается формирование внятной политики, в данном отношении на федеральном уровне. Как вариант практического решения-воплощения Григорий Барам предлагает, например, не изобретать велосипед, а скопировать американскую контролирующую систему. В масштабах РФ на решение этой задачи понадобится около 50 лабораторий с содержанием по 3 млн долларов в год. Много? Да нет, при населении в 150 миллионов — всего по доллару в год на человека, на его, напомним, безопасность. И тут уже возникает вопрос, не мало ли?.. Впрочем, не будем забегать вперед.

А пока... Пока академик Валентин Власов и Григорий Барам единодушно советуют следить за собой в широком смысле слова. И задумываться о своем здоровье не только тогда, когда мерцающий экран телевизора в очередной раз забурлит о генномодифицированных продуктах, но ежедневно, постоянно, заботясь в целом о том, что совсем не глупыми людьми предложено называть здоровым образом жизни, который включает и правильное, грамотное питание. А если вы сегодня ещё бросите, например, курить, организм скажет вам спасибо.

Что же касается непосредственно продуктов, то рецепт здорового питания не так уж сложен и изустно известен давно. Однако мы решили спросить об этом наших сегодняшних респондентов.

— Если взять вас, людей обременённых обширными познаниями о качестве продуктов, чем руководствуется, к примеру, академик Власов, заходя в магазин?

— Предпочитаю покупать продукты питания местного производителя, из хозяйств области, — не колеблясь, ответил Валентин Викторович. — По крайней мере очевидный глянцевый импорт стараюсь избегать.

Что ж, выходит, тем больше смысла в деятельности и заботах огородников и дачников, старательно везущих домой на тележках свой натурпродукт?.. И в век, когда деньги решают если не всё, то очень многое, не только своя рубашка оказывается ближе к телу, но и родной огурец становится лучшим другом организма.

Фотографии статьи
Академик Валентин ВЛАСОВ. Фото Михаила ПЕРМИНА.
Доктор химических наук Григорий БАРАМ. Фото Михаила ПЕРМИНА.