Она всегда на связи
Вряд ли кто-то из нас задумывался, что спасение человеческой жизни — это целый процесс, требующий множества скоординированных действий. Тем, кто, тьфу-тьфу, не попадал в чрезвычайные ситуации, эти действия знакомы далеко не в полном объёме. И первый шаг, который необходимо сделать навстречу пострадавшему, — принять сигнал тревоги. То есть быстро сориентироваться в произошедшем и понять, что же нужно делать. Просто? Про оперативных дежурных, на долю которых всё это и приходится, в службе МЧС говорят: чтобы оценить их работу, достаточно на пару часов уступить место дежурного «простому смертному».
В аварийно-спасательной службе Новосибирской области таких сотрудников, точнее, сотрудниц, пять. Все они приступили к исполнению своих обязанностей в 2003 году, через год после открытия службы на уровне области. Тогда стало ясно, что мужчинам-спасателям необходима не только женская поддержка, но и женская помощь.
Анна Отраднова круглосуточно ожидает тревожных вестей с другого конца телефонного провода. И так уже 25 лет. Сколько людей за это время преодолели панику благодаря ей, ожидая спасателей, Анна Витальевна и сосчитать-то не может.
— Самое сложное в моей работе — это общение с людьми, — признаётся она. — В панике человек может и обругать, важно просто на такое не реагировать. А ещё не всякий может толком объяснить, где он находится. Вот и приходится разбираться, как только умеешь.
Добралась!
По сути, задача оперативного дежурного — направить необходимую службу по адресу случившейся беды. Однако порой дежурным приходится обходиться без посторонней помощи. В том числе и без помощи спасательского экипажа. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда нужно помочь заблудившемуся в потёмках или в лесу. И вот тут как раз требуется умение находить «неопределённое место дислокации».
С такими ситуациями Анна Витальевна сталкивалась не однажды. Но последний случай заставил изрядно понервничать даже её. Звонок, поступивший около полуночи, казалось, беды не предвещал. Взрослая дочь абонента, вышедшая из дома днём, всё ещё не возвращалась и не отвечала на звонки матери. Сценарий, вроде бы, предсказуем — не так уж редко обращаются с просьбой найти задержавшегося родственника, у которого два часа назад села батарейка телефона.
Однако потерявшаяся сразу ответила на звонок спасательной службы. Выброшенная водителем из автомобиля, женщина уже давно замерзала в незнакомом ей месте. Двигаться в полузамёрзшем состоянии она практически не могла. По телефону женщина заявила, что на спасение уже не надеется. Чем дольше шёл разговор, тем яснее становилось, что зацепок, позволяющих определить место нахождения замерзающей, не найдётся. Батарейка сотового планомерно садилась, а сама пострадавшая, казалось, вот-вот откажется продолжать путь.
— Она сказала мне, что находится где-то в поле, но где именно, сказать не может, — вспоминает Отраднова. — Оперативную группу я всё-таки вызвала, а женщину заставляла ползти к дороге. Периодически связывалась с мамой. Дочь же всё это время повторяла, что уже не хочет жить. Конечно, мне приходилось всё время что-то ей говорить, чтобы она не останавливалась и оставалась на связи.
В ход шёл весь арсенал психологических приёмов, которым Анне Витальевне пришлось научиться за годы работы в оперативной службе. Но отчаяние женщины, казалось, перевешивало.
— Я боялась, что связь с ней вот-вот прервётся. Так и случилось. Внезапно телефон оказался недоступен. У меня внутри всё оборвалось, — рассказывает спасательница. — Но через какое-то время собеседница мне ответила, представляете, она доползла до населённого пункта.
«Прислушайтесь» к правой щеке
Галине Босенко пришлось определять путь заблудившихся по направлению ветра. Случилось это во время сезонной рыбалки. Вышедшие на лёд рыболовы-любители, не успев выполнить свою программу максимум засветло, заблудились на замёрзших водных просторах. Фонарики спасти не смогли, навигаторов при себе не было ни у кого. И даже помощь МЧС, куда, не долго думая, обратились горе-рыбаки, последним казалась сомнительной. В самом деле, как объяснить по телефону своё местонахождение без каких-либо примет, на него указывающих?!
Приняв сигнал о помощи, Галина связалась со спасателями, которые только и смогли подсказать — надо ориентироваться по направлению ветра. С горем пополам Галине и её собеседникам удалось разобраться, где север, где юг, и куда лучше брести в соответствии с этими знаниями. После недолгих колебаний Галина вывела формулу успеха: «Идите так, чтобы ветер всегда дул в правую щёку». Благо ветер в ту ночь не обидел своим присутствием и надолго не стихал. Так, доверяясь ощущениям правой щеки, до берега и дошли.
Сделать невозможное
От таких историй может сложиться впечатление, что без интуиции, традиционно считающейся прерогативой прекрасного пола, тут не обходится. Действительно, на резонный вопрос «как?» сами оперативные дежурные порой и ответить-то не могут.
— Понятия не имею, как вывожу людей из тех мест, которые находятся непонятно где, — говорит Анна Отраднова. — Но пять человек вывела из леса сама. Я знаю, например, что с северной стороны больше мха — остаточные знания с уроков биологии. Разговариваю с человеком, даю рекомендации. — Не видно тропинки? Пойдём в обратную сторону. Позвонила как-то девушка — в лесу заблудилась. Поругалась с водителем, который запросил слишком много денег, вышла из машины. Увидела собак — сиганула в лес. Я всю ночь «вела» её по лесу, пока та не доползла до дороги.
Надо сказать, что находчивость оперативных дежурных вызвана рядом сложностей. Так, служба МЧС у нас не имеет права на распознавание местонахождения по сигналу сотового телефона. А ведь изменение ситуации могло бы решить массу проблем. Но пока дежурным аварийно-спасательной службы приходится проявлять смекалку и чудеса сообразительности. Ещё одна сложность — правда, скорее для населения, чем для оперативного дежурного, состоит в том, что номер областной аварийно-спасательной службы — труднозапоминающаяся комбинация семи цифр, в то время как телефон коммерческой службы спасения известен всем (001). Поэтому в областную службу спасения, как правило, перенаправляют медики и пожарные, к которым обращаются встревоженные жители области.
«Областная служба спасения, здравствуйте!». Уверенный женский голос — первое, что слышишь в экстремальной ситуации при наличии телефона. Ведь это бывает так важно — знать, что где-то там, на другом конце провода, — мир и покой. А значит, всё непременно будет хорошо.
Телефон областной службы спасения 266-06-93