USD 103.7908 EUR 108.8705
 

С рецептом от рекламного ролика

Подготовила Вера УТЮПИНА.
Фото с www.nord.ru
Фото с www.nord.ru

Письмо читателя заставило меня, как только я оказалась дома, немедленно включить телевизор. Только за один час популярной программы, в которую вошли четыре рекламных блока (по 6—8 роликов каждый) я получила весьма разностороннее фармацевтическое образование:

— как стать хозяином своих эмоций,

— что поможет при запорах,

—чем с быстротою молнии вылечить насморк,

— как мужчине надолго оставаться в силе,

—за счет чего вернется подвижность суставов,

— что может помочь печени утром, днем и вечером,

— как победить грипп и простуду.

Каждый второй сюжет предлагал надежный способ избавления от всевозможных напастей. Чередовали друг друга лекарственные препараты и БАДы, информация о последних — «не является лекарством» — мелькала перед глазами со скоростью падающих метеоритов, а печатный шрифт при этом уподоблялся звездной пыли. Возникавшая как точка в конце текста фраза «есть противопоказания, необходима консультация специалиста» — особого внимания зрителя также не задерживала.

С чем пришёл «домашний доктор»?
А между тем, по данным российских токсикологов, более 60 тысяч россиян ежегодно умирают от самолечения препаратами, которые навязываются печатными и телевизионными средствами массовой информации. Лекарственный бум успешно заманивает в свои сети все новые жертвы, решившие предпочесть такого «домашнего доктора».

Оздоровительные новинки атакуют нас с экранов телевизоров и по радио, и с билбордов, установленных на улицах, и с постеров, коими увешаны стены аптек, украшены интерьеры поликлиник. Врачи тоже не забыты. В России, как и во всем мире, население относится к рекламе с недоверием, а вот к словам докторов прислушивается внимательно. Кое-где в Европе, к примеру, за каждый рецепт на свой препарат фирма платит доктору до двух долларов. Раз в неделю медицинские представители крупных фармфирм обходят аптеки, делают ксерокопии рецептов, а потом разносят в конвертиках «премиальные». И хотя в нашей стране подобное официально не практикуется, медики предлагают своим пациентам рекламируемые препараты.

— Агенты фармацевтических фирм заходят к нам часто, — рассказала мне педиатр, кандидат медицинских наук Э.В. (попросив не называть фамилию). — Рядовым врачам дают «мелкие подачки» — ручки, стикеры с монограммами, иногда медицинские халаты с рекламными надписями. Если же профессор читает лекции врачам и советует продукцию той или иной фирмы, ему могут оплатить поездку на конгресс в Москву, вручают красочные слайды...

Защитить россиян от последствий самолечения доктора пыталась неоднократно. Помнится, еще лет семь назад Минздрав решительно выступил за полный запрет рекламы фармацевтических препаратов на радио и телевидении. Причиной стали результаты исследования, показавшего, что около 32-х процентов россиян выбирают лекарства не по назначению врача, а после просмотра соответствующих программ. В 2007 году, по данным мониторингов, реклама лекарств и пищевых добавок на отечественном телевидении опередила даже рекламу пива.

В условиях невысокой потребительской культуры обещания в одно мгновение снять боль, прекратить спазмы, сбить температуру находят горячий покупательский отклик. Законодатели потребовали убрать из роликов «людей в белых халатах, чьим рекомендациям население доверяет в первую очередь. Белые халаты из рекламы исчезли, на их место пришли прекраснолицие молодцы и девушки, которые якобы излечились от всех своих недугов, а теперь выглядят в 55 лет на 35 после приема, «чудодейственного негормонального» снадобья.

Две стороны одной таблетки
— Самолечение нередко ведет за собой большие проблемы, — напоминает доктор с 25-летним стажем Елена Фролова. — Возьмите сезонную аллергию. С ранней весны до поздней осени по ТВ крутят ролики, предлагающие антигистаминные препараты. Однако мы еще раз напоминаем: не всякий совет с экрана одинаково полезен! Если бесконтрольно применять средства, которые только заглушают болезнь, последствия могут быть чрезвычайно тяжелыми — от хронического бронхита до бронхиальной астмы.

В Европе сегодня проблеме побочных действий таблеток уделяется серьезное внимание, поскольку смертность от неожиданных реакций организма на неправильное лечение вышла на одну из лидирующих позиций после сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травматизма.

Читатели наверняка помнят, как с недавним наступлением эпидемии гриппа на них обрушилась массированная реклама всевозможных медикаментов. Между тем, объясняют медики, некоторые рекламируемые средства, содержащие парацетамол или аспирин, могут нанести непоправимый вред организму. Их лучше не принимать страдающим заболеваниями печени, почек, желудочно-кишечного тракта.

Так стоит ли горстями глотать таблетки, насмотревшись и наслушавшись зазывных обещаний? Помните: лечение не входит в планы фармацевтических компаний. Их задача — получить от нас как можно больше прибыли.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Татьяна Лопаткина, начальник отдела рекламы Новосибирского управления Федеральной антимонопольной службы:

— Обращаю внимание потребителей на некоторые пункты статей 24 и 25 закона «О рекламе»:
— реклама не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний и улучшения состояния здоровья человека в результате рекламируемых средств;
— содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей тех или иных заболеваний;
— способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
— создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
— Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждениями о наличии противопоказаний к их применению, о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Реклама биологически активных и пищевых добавок не должна создавать впечатления, что они являются лекарственными средствами или обладают лечебными свойствами; содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок и т.д.

Если вы столкнетесь с недобросовестными рекламодателями, обходящими каким-либо образом названные выше запреты, подайте заявление на адрес антимонопольной службы (to54@ fas.gov.ru). При этом не забудьте указать время, в которое данная реклама выходит в эфир, название программы и передачи, а также номер канала.

ИНТЕРНЕТ-АПТЕЧКИ
Первое, на что следует обратить внимание на сайте, — информация разделов «О нас» или «Контакты». Там должны быть название фирмы, ее адрес, телефон. Проверьте подлинность адреса. Позвоните по контактному телефону. В интернете есть масса сервисов, предоставляющих информацию о наличии лекарств в аптеках и их стоимости. На этих сайтах ничего не продается, они лишь собирают сведения и делятся ими с посетителями. Классический пример — Аптечка.ру.

ФАКТ
БАДы можно использовать для профилактики заболеваний, но назначать их должен грамотный специалист. Они содержат полезные вещества, которые мы недополучаем с пищей. Если к баночке с биодобавкой прилагается список болезней, от которых она может излечить, откажитесь от покупки. Минимальное время приема биологически активных добавок — от 3 до 6 месяцев.