USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Пара глаз для неделимой жизни

Юлия БЫКОВА.
Составить картину из пазлов не так просто, как кажется на первый взгляд. Фото Михаила ПЕРМИНА.
Составить картину из пазлов не так просто, как кажется на первый взгляд. Фото Михаила ПЕРМИНА.

73-летний Виталий Барышев сложил эти строчки экспромтом. Мужчина зачитывает эти и ещё несколько четверостиший. Звучат аплодисменты. Это не праздник, где произносятся тосты и сочиняются вирши, и даже не творческий вечер. Это занятие с психологом в центре реабилитации инвалидов.

Поэты здесь, конечно же, не все. И Виталий Барышев, инвалид второй группы, вряд ли причисляет себя к служителям муз. Просто психолог, работающий с группой, дал задание — написать свои ассоциации со словом «вокзал». В любой форме.

С таким лиричным, как у Виталия Барышева, а порой и откровенно пессимистичным настроем приходят к специалистам муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» города Бердска. Это учреждение — единственное в Бердске и одно из немногих в области, где людям с ограниченными физическими возможностями помогают адаптироваться в обществе.

Открыться помощи
В работе подобных центров, в общем-то, нет ничего принципиально нового: общение с психологом и помощь в адаптации инвалидов достаточно давно вошли в некий социальный минимум в нашей стране. Тем не менее, по словам психолога центра Елены Степаненко, к помощи такого рода люди пока не совсем готовы. Оно и неудивительно: разве можно подготовиться к внезапной болезни, а то и к ситуации посерьёзнее, когда приходится заново учиться жить? Однако Елена уверена, что за неготовностью получать психологическую поддержку всё же стоит нечто большее.

— Очень многие люди не готовы работать с психологом, — рассказывает Елена Степаненко. — При первой встрече выясняется, что психолога принимают за психиатра. На развивающие игры тоже своеобразная реакция: а что это мы играть будем, как в детском саду? Но если игра направлена на развитие, например, моторики или коммуникативных навыков, она будет развивать в любом возрасте. А самое главное, люди вообще не готовы принимать помощь, тем более психологическую. Кто-то говорит, не приду сегодня на занятие, потому что с внучкой посидеть надо, соседке помочь. Люди просто не умеют жить для себя. И в этом главная причина многих заболеваний. Это касается и относительно здоровых людей. Поэтому, заболев, человек чувствует себя несчастным, ведь он «бесполезен».

Слова психолога отнюдь не означают, что люди, попавшие в трудную ситуацию, не нуждаются в поддержке. И если работа с психологом пока что относительно новая для нас реалия, то простое человеческое общение — универсальная терапевтическая мера на все времена. Именно поэтому реабилитационные центры, подобные бердскому, это ещё и своеобразные клубы, где можно получить поддержку тех, с кем тоже когда-то случилась беда, и тех, кто уже на собственном опыте знает, в чьих руках спасение утопающего.

Пенсионерка Валентина Владимировна сейчас, как говорится, с головой в общественной работе. Помогает встать на ноги тем, кому в своё время нужно было поверить в смысл следующего дня. А ведь когда-то и для неё время измерялось в бесконечных минутах. Остановилось оно в тот момент, когда Валентина Владимировна почти полностью перестала слышать. И даже дочь и любимые внуки оказались как будто где-то далеко, не рядом. Вскоре Валентина Владимировна оказалась на пороге реабилитационного центра. Работники вспоминают её подавленное состояние.

Сначала не быстро, а потом с оптимизмом пациентка начала верить в свои силы. В новой жизни Валентины Владимировны появился не только слуховой аппарат, но и такие вещи, как творчество, английский язык, общественная деятельность. А ещё — компьютер и интернет, где Валентина Владимировна общается с виртуальными друзьями.

Хорошо забытое старое
Каждому ли просто даются такие успехи? Про Валентину Владимировну медперсонал говорит: характер. Приходится учитывать банальную вещь — все мы разные. Поэтому и о сроках психологического выздоровления определённо говорить трудно. Кому-то для возобновления душевных сил понадобилась неделя, а кто-то здесь из года в год. Главное — получить толчок к дальнейшему развитию. Ведь многим приходится в корне пересматривать свою жизнь.

Всем нам неоднократно приходилось слышать фразу: «Я смотрю на жизнь другими глазами». Так вот здесь, в стенах реабилитационного центра, она имеет особый смысл. Хотя, чего уж там, эта фраза здесь небессмысленна, вот и всё. Вообще словами здесь разбрасываться не привыкли —не до того.

— Люди учатся жить по-новому, — говорит Елена Степаненко. — Но это новое заключается в решении старых проблем, которые существовали до болезни. Я бы сказала, что нет таких проблем, которые приобретаются после получения инвалидности. К сожалению, заболевания и трудные ситуации заставляют нас пересматривать всю нашу жизнь и решать те проблемы, о которых мы раньше не думали, просто потому, что они не давали о себе знать. Та же проблема ненужности результат того, что мы не думаем о самих себе. Старшее поколение забывает, что, заботясь о своём здоровье, мы сохраняем силы для заботы о близких. Но это только одна из множества проблем, которые раскрываются, когда с нами случается беда.

Врач культуру прописал
Надо сказать, собственно медицинского лечения здесь практически нет, проводятся только самые необходимые процедуры. Есть и нечто среднее между дополнительным и основным — массаж и лечебная физкультура. Ведь всё-таки самое главное в процессе реабилитации — обзавестись вот этими «другими глазами». А это, как видим, требует отдельного внимания. Поэтому здесь с порога «пугают» ещё одной непривычной для русского человека реалией под названием «социально-культурная реабилитация».

На самом деле за незнакомым словосочетанием скрываются вполне понятные, а для кого-то и обыденные вещи: концерты, лекции в библиотеке, творческие мастер-классы. Директор центра Анна Владимирова разъясняет:

— Социокультурная реабилитация — это самовыражение творческого потенциала личности. Когда человек получает инвалидность, он приобретает психологическую травму, не знает, как дальше жить, что с этим делать. Мы в первую очередь пытаемся разъяснить человеку, что инвалидность — это не приговор. Как правило, человек просто замыкается в себе, ничем не занимается. А здесь он увлекается творчеством, слушает музыку и учится новому. И понимает, что способен быть полезным родным, близким, обществу, а главное, он становится интересен самому себе.

Люди, которых мало
Сегодня в Комплексный центр социального обслуживания населения выстраивается очередь. Места расписаны вплоть до весны 2013 года. Ведь не секрет, что в муниципальных образованиях пенсионеров значительно больше, чем в областном центре. А это значит, и инвалидов второй — третьей группы тоже гораздо больше.

Столь высокий спрос на социальную поддержку, увы, предложений не рождает. Молодёжи, готовой трудиться вдали от областного центра, традиционно немного. А если говорить о работе с инвалидами и пенсионерами, и того меньше. Словом, проблема с кадрами в социальной сфере за пределами городской черты пока что стоит остро, без всяких оговорок. И Бердск, к сожалению, не исключение. Не случайно сотрудники муниципальных центров социального обслуживания в глубинке ценятся высоко.

Не удивляет и то, что люди, помогающие выбираться из тупика, приучились смотреть на жизнь под особым ракурсом. «Аварии и болезни — это нормально, ведь это часть человеческой жизни», — говорит психолог Елена Степаненко. Поначалу эта фраза немного шокирует. Но когда смотришь на людей, для которых возникновение серьёзной проблемы со здоровьем стало всего лишь одним из событий в череде жизненных перипетий, понимаешь, о чём речь. А ещё понимаешь, что жизнь не делится на «до» и «после». Ведь даже внутренние проблемы, как оказалось, — не следствие внезапной напасти.

Фотографии статьи
Эти цветы расцветают здесь круглый год и помогают с оптимизмом смотреть на жизнь. Фото Михаила ПЕРМИНА.