USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Деньги любят не только счет

Нина ЕГОРОВА.
Чем больше будут строить детских садов, тем больше будет ребятишек. Фото Бориса МОСКВИНА.
Чем больше будут строить детских садов, тем больше будет ребятишек. Фото Бориса МОСКВИНА.

Проблема дефицита мест в дошкольных учреждениях за последние годы обострилась настолько, что стала причиной массовых выступлений граждан. На решение ее сейчас направлены усилия всех уровней власти. В Новосибирской области недавно была принята программа развития детского дошкольного образования, в рамках которой за пять лет у нас должно появиться 24 тысячи новых мест в детсадах. Нынче планируется создать не меньше шести тысяч.

Общая сумма затрат на реализацию этой программы — 9,2 миллиарда рублей. Это будут средства области, муниципалитетов, частные инвестиции. Причем для привлечения последних в программе предусмотрен целый блок системных шагов, включающих специальные схемы стимулирования и механизмы поддержки. Задумки в этом направлении у нас, как всегда, хорошие. Вопрос в другом— как мы их реализуем?

Через два года дефицита не будет
В Кочковском районе, как и везде, детсадов не хватает. На очереди 80 ребятишек. Следует заметить, что острый дефицит мест существует только в райцентре. Сёла детсадами в основном обеспечены. С одной стороны, такое благополучие объясняется тем, что население (особенно молодое) в деревнях сокращается, соответственно и детей становится меньше. Но с другой — и без внимания, если оно требуется, местная власть этот вопрос не оставляет. Создали, например, группу в Новых Решетах, в Республике открыли дополнительные места при школе. Правда, имеются и два небольших поселка (Советский и Покровка), где детских садов пока нет.

Тем не менее основное строительство намечают развернуть в Кочках и за два года надеются снять проблему. Уже нынче к осени рассчитывают открыть две ясельные группы на тридцать пять мест. Это будет пристройка к действующему детсаду. А в следующем году кочковским ребятишкам собираются вернуть здание детсадика в районе лесхоза. Сейчас в нем находится спортивная школа, которую в 2012 году планируют перевести в спортивный комплекс.

Освободившееся помещение придется, конечно, основательно переделать. При существующих жестких требованиях к реконструкции детских учреждений от прежнего здания в таких случаях остаются разве что стены. А с учетом того, что сейчас ни одно такое предприятие невозможно без конкурсов и тендеров, на проектирование, изготовление сметной документации, всевозможные согласования и уйдет как раз весь текущий год. Тем более что факторов, которые на разных этапах сдерживают эту работу, достаточно.

А потом не делают ничего!
Один из таких сдерживающих факторов — проблема с электроэнергией: району не хватает мощностей. Электрические сети здесь не модернизировались с 1968 года. И в ближайшее время какие-то перемены в этом секторе маловероятны. Как в такой ситуации выходят из положения?

— Мы прекрасно понимаем, что требования к детсадам, может, и завышенные, но законные, — отвечает глава района Петр Шилин. — Поэтому решаем возникающие вопросы, договариваемся. Везде находим понимание. На это, разумеется, уходит уйма времени.

Неразрешимые же ситуации у муниципалитетов возникают как раз там, где по задумке они должны иметь сплошные преимущества. Речь об аукционах и тендерах. Затевались эти процедуры с самыми благими намерениями — чтобы на конкурентной основе определить самого эффективного застройщика. На деле же они превратились в серьезное препятствие на пути решения многих социальных проблем.

— Их выигрывают у нас чаще всего непонятные люди, которые приходят в район вовсе не за тем, чтобы строить, — говорит Шилин. — И мы на это не можем повлиять. Аукцион есть аукцион. Антимонопольные службы пристально отслеживают их проведение. Но как-то выходит, что государственные и муниципальные заказы чаще всего получают непорядочные подрядчики — они идут на занижение цены, а потом не делают ничего.

Расстались по суду…
Именно так два года здесь мучились со строительством служебного жилья для работников бюджетной сферы. По результатам тендера этот заказ достался подрядчику, который полгода просто не работал. Потом муниципалитет год пытался с ним наверстать упущенное. В конце концов кое-как расстались по суду. И в один месяц местная строительная организация довела до ума объект.

В связи с этим напрашивается резонный вопрос: почему местные строители сразу не получили заказ на своей территории? Оказывается, им выиграть аукцион сложно. Таковы его условия. С претендентов не требуется ни квалификация, ни какие-то специальные знания в строительстве. И побеждают в конкурентной борьбе довольно часто лица, которые к строительству никакого отношения не имеют, а всего-навсего выставляют меньшую цену на свои услуги.

Конечно, далеко не все объекты могут взять на себя местные организации. В Кочках, например, недавно было освоено 5 миллионов 700 тысяч рублей из фонда модернизации ЖКХ. Приехали подрядчики, быстро, качественно и дешево выполнили работу — построили новую котельную (это дает сейчас экономию по углю), подвели теплотрассу к школе.

— Сами бы мы этого не смогли сделать, — признают кочковцы.

…И никакой ответственности
Но это строительство было из числа безальтернативных — проведение аукциона не требовалось. Другое дело, конкурентная борьба за заказ. Всякое стремление местной власти отодвинуть в ходе аукциона заведомо бесперспективных подрядчиков не остается незамеченным и карается законом.

— Конечно, — соглашаются руководители муниципалитетов. — Надо все делать по закону. Но при такой постановке дела теряются бюджетные деньги, время. Многие серьезные объекты из-за этого недостраиваются. И обидно, что безответственные подрядчики не несут ответственности за невыполнение обязательств: по закону с них возьмут за это копейки!

Именно так и вышло в Кочках с пристройкой к детсаду, которую будут возводить нынче. Финансирование на нее было открыто еще в 2010 году. Проведены процедуры проектирования, бюджетирования, согласования. И вот, когда все было пройдено, выяснилось, что подрядчик, выигравший заказ, не горит желанием работать. Что такое для нормальной организации пристройка на 35 мест? Ее можно сделать за один месяц! Но подрядчик просто-напросто не появлялся в районе, несмотря на все уговоры местной администрации.

Ситуация парадоксальная
В результате по окончании 2010 года финансирование объекта было закрыто. Деньги на пристройку областной бюджет, конечно, снова выделит нынче, но не раньше апреля. К счастью, теперь есть уже и проект на этот объект, и все согласования. Только бери да строй. Но кто будет осваивать бюджетные средства? Тот же подрядчик! Ситуация парадоксальная. Расторгнуть договор местная администрация с ним не может. Формально сейчас строительство пристройки не ведется по ее вине — нет финансирования. А то, что этот подрядчик в прошлом году (когда были деньги) ничего не делал, ему сошло с рук.

— Все уличают чиновников в коррупции, — сетуют в местной администрации. — На самом же деле коррупция — когда государственные деньги безобразно используются. И никто на это не может повлиять.

Улучшение демографической ситуации в России объявлено сейчас национальным приоритетом. А обеспеченность детсадами — фактор, напрямую влияющий на дальнейшее повышение рождаемости. И все же… Это лишь частный аспект одной большой проблемы — улучшения качества жизни на селе. И без эффективного социального строительства решение ее в принципе невозможно. А такое отношение к госзаказу — явная подножка в этом деле.

Определенные надежды на лучшее муниципалитеты связывают с переходом к электронным торгам. По задумке это должно стать серьезной мерой, позволяющей уменьшить число сговоров в строительстве и «распиливании» бюджета. Перевод торгов в электронную форму призван сделать подачу ценового предложения в сфере госзакупок абсолютно прозрачным, анонимным и конфиденциальным.