Чёрно-белый джаз
Однако пробелы нужно как-то заполнять. В Новосибирском краеведческом музее как раз открылась подходящая экспозиция — «Триумф джаза». Вниманию представлены работы московского фотохудожника Александра Забрина.
…Вокруг чёрно-белые фотографии. Фотокамерой выхвачены уникальные моменты времени: западные звёзды и известные отечественные исполнители не только на сцене, но и за кулисами, в гримёрках, в дороге, на гастролях в чужих городах, иногда просто в жизни.
Когда смотришь на фотографии, чувствуешь, словно звуки обрушиваются на тебя со всех сторон. Лавины звуков. Музыка льётся абсолютно свободно, фантазии исполнителей нет предела. Соло, одно лучше другого, сменяют друг друга почти без перерыва.
В общей сложности здесь более ста лучших работ из огромного архива. Александр Забрин начал создавать его с 70-х годов.
Случайных людей не снимал
Работа художника, как правило, связана с какими-то личными моментами жизни. Вынести на суд зрителей готовый продукт своего творчества — дело ответственное. Об этом наш разговор с автором экспозиции.
— Как публика оценивает ваше творчество?
— В целом положительно. Каждый для себя что-то находит. На многих выставках представлены серии работ. В таких случаях фотографии приблизительно друг на друга похожи. Мои снимки чем хороши? Они все разные. Как их ни выставляй, они будут смотреться. У меня нет одинаковых джазовых фотографий. Хоть в данном случае я их и разбил на несколько тем: «Современный джаз», «Международные звёзды», «Жанр в джазе», «Классические отечественные музыканты»… Но из-за того, что фотографии разные, они смотрятся.
— Почему здесь нет цветных фотографий?
— Джаз должен быть черно-белым. Если разбавить цветом, не получится создать нужную атмосферу. Есть музыканты, которые сняты на цвет. Но я их решил показать в одном ключе.
— Александр Яковлевич, почему вы оказались неравнодушным именно к этой теме?
— Я любил джаз до того, как начал снимать. Как и все шестидесятники, слушал джаз по «Голосу Америки». А потом случайно попал на концерт. Познакомился с музыкантами. Затем в 1970 году начал фотографировать. А для себя решил, что это моя тема.
— Как далеко приходится заходить, чтобы сделать интересный снимок?
— Честно сказать, в фотографии важны композиция и сюжет. Если это есть в снимке, то он обязательно будет интересным. Здесь представлены разные сюжеты. Где-то до 90-х годов атмосфера была совсем иная, чем сейчас. Я мотался на фестивали по разным городам, куда съезжались джазмены. Люди радовались, общались друг с другом. Когда музыканты собирались вечером в гостиницах, они могли играть до утра. После перестройки джаз ушёл в коммерцию. И той атмосферы, к сожалению, уже нет.
— Почему именно Новосибирск был выбран местом проведения этой экспозиции?
— У вас в городе есть сильные известные музыканты. Много раз с ними встречался на фестивалях. Делал снимки. В 80-х годах в новосибирском Центре молодёжной инициативы была проведена моя первая фотовыставка. Там я выставлял 60 «джазовых» работ. В общем, меня многое связывает с вашим городом.
— Что, по-вашему, наиболее важно для джазового фотографа?
— Джазовый фотограф должен любить музыку. Чтобы снимать джаз (и не только), нужно знать этику: снимать так, чтобы никому не мешать. В первую очередь музыкантам, которые играют. Нужно быть незаметным и работать так, чтобы тебя никто не слышал, даже зрители.
— Какие фотографии удавались лучше всего: тех музыкантов, которых вы любите или которых не так хорошо знаете?
— Я фотографирую музыкантов на сцене, только если чувствую, что музыкант хорошо играет. В такие моменты не могу уйти без выставочной фотографии. Когда выступают заграничные джазмены, как правило, снимки удаются. Входишь в азарт. Артисты играют великолепно, их никогда больше не увидишь… А бывает, выступают известные наши, отечественные, музыканты, которых я снимаю много лет, а выставочной фотографии нет. Ну не получается… Может быть, потому, что они малоэмоциональны. В общем, по-разному бывает.
Праздник всегда с нами
— Я заметила, что некоторые музыканты, представленные на фотографиях, вовсе не приезжали в Новосибирск, но любители джаза их слушали постоянно...
— Некоторые приезжали к нам в Новосибирск. Им рукоплескали полные залы дворцов культуры. Атмосфера на концертах была невероятной. Это был глоток свободы, которым люди могли просто захлебнуться. Казалось, что совершается что-то противозаконное. Мне запомнился концерт в 1984 году. Сергей Беличенко играл на ударных, а на сцене действовали Валентина Пономарёва, Игорь Бутман, Сергей Курёхин. Имена полузапретные… Многое изменилось за это время. Джаз стал немножко другим. Мы тоже изменились, но что-то важное всё-таки у нас осталось. И это джаз.
Помню Мишеля Петруччиани — великого джазового пианиста. Всю жизнь он мужественно преодолевал свой физический недостаток (его рост не достигал одного метра). Хотя его приходилось подсаживать к роялю (он не мог сам забраться на стул — из-за малого содержания кальция в костях ему постоянно угрожала опасность переломов), его хрупкие руки были способны на многое. Мишеля уже нет в живых. Снимок сделан в Варшаве. В тот момент, когда пианиста выносят на руках на сцену. 45 минут я держал аппарат, нацеленный на Мишеля. Стоило мне его увидеть, и я уже не смог оторваться. Я просто был заворожён его игрой. Человек, которому трудно ходить, так играет и носится где-то в облаках!
Во время концерта мне удалось сделать семь снимков Мишеля. И на всех виртуозный пианист смотрит на меня.